В России вводится лицензирование деятельности по тиражированию компьютерных программ и баз данных – подписанные в минувшее воскресенье поправки были призваны усилить борьбу с пиратством. Законодатели хотели как лучше, а в итоге фактически разрешили без лицензий тиражировать не только софт, но и аудио- видеодиски, кассеты и т.д.
В конце прошлого года правительство России предложило ввести лицензирование тиражирования программ для ЭВМ и баз данных, внеся соответствующий законопроект. До сих пор лицензию необходимо было получать компаниям, осуществляющим воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей. То есть штампующим CD, DVD и т.п. В ходе работы над новым документом депутаты добавили в него маленькое уточнение, которое лишило всю процедуру лицензирования какого-либо смысла.
Пиратам бой
По мнению разработчиков законопроекта – чиновников Министерства культуры и массовых коммуникаций - лицензирование деятельности по тиражированию аудиовизуальных произведений стало одним из важнейших механизмов обеспечения законных интересов правообладателей. Ведь производители аудио-, видеопродукции обязаны иметь документальное подтверждение наличия у них прав на изготовление экземпляров, вести подробный учет тиража, указывать на экземплярах свое наименование и номер лицензии. К предприятиям, нарушающим лицензионные требования и условия, применяются строгие меры, включая приостановление действия лицензий и их аннулирование. Если, конечно, их удается «поймать за руку».
Однако действующим законодательством не было предусмотрено лицензирование деятельности по тиражированию компьютерных и игровых программ, электронных энциклопедий, словарей и т.д. «Данные объекты авторского права распространяются в основном на оптических носителях и изготовление их экземпляров осуществляется на том же производственном оборудовании, которое используется для тиражирования аудиовизуальных произведений и фонограмм. Отсутствие государственного контроля за воспроизведением таких объектов значительно снижает эффективность принимаемых государством мер по защите прав интеллектуальной собственности», – констатировал на заседании правительства России министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов.
Комитет по собственности Государственной Думы России, под ответственность которого попал законопроект, поддержал инициативу, посчитав ее обоснованной. Но одновременно депутаты предложили освободить от лицензирования тиражирование программ в единичных экземплярах и мелкими сериями (например, только для внутренних нужд организации). «В этом случае лицензирование, существенно осложнив деятельность соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не будет способствовать достижению основной цели законопроекта – усилению защиты прав интеллектуальной собственности», – разъяснил свою инициативу председатель комитета Виктор Плескачевский.
В итоге в законопроекте появилось уточнение, освобождающее от лицензирования деятельность по тиражированию, которая «самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора». Причем эта оговорка касается не только копирования дисков с софтом, но и аудиовизуальных произведений (музыки, фильмов и т.п.).
Диск левый, диск правый
Принятый парламентариями и одобренный сенаторами закон 4 мая был подписан ныне уже сложившим свои полномочия президентом России Владимиром Путиным (возможно, это последний федеральный закон с его автографом). Он вступит в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.
Только остается загадкой, на кого он распространяется. Теоретически только на заводы, тиражирующие диски по заказу третьих лиц, которые, в свою очередь, имеют договоры с правообладателями. Но что если студия сама будет штамповать диски? Она имеет права на использование объекта авторского права в силу договора, а потому может и не получать лицензию. Да и завод пусть и не напрямую получает права на тиражирование. И также может работать без лицензии. Кому же она нужна? Исходя из формулировки закона – лицам, осуществляющим деятельность по изготовлению экземпляров и НЕ обладающим правами на использование объектов авторских и смежных прав. То есть пиратам?
Новое положение о лицензировании этого вида деятельности пока не утверждено. По замыслу Александра Соколова, существенных поправок и не следует вносить: «Технология изготовления экземпляров аудио-, видео- и мультимедийной продукции одинакова. Поэтому лицензионные требования и условия, предусмотренные положением в отношении деятельности по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, будут соблюдаться и в отношении деятельности по изготовлению экземпляров программ для ЭВМ и баз данных». Сейчас лицензия выдается при условии наличия документов, подтверждающих права лицензиата либо заказчика тиража на воспроизведение. Согласно же внесенным поправкам наличие таких документов освобождает изготовителя от необходимости получать лицензию. Замкнутый круг.
Внесенная оговорка лишает весь институт лицензирования смысла. Сейчас на коробке любого, например, DVD, и на внутреннем кольце диска должно быть указано название изготовителя тиража и номер лицензии. Отсутствие этих сведений, а также несоответствие их открытому в Интернет реестру лицензий фактически свидетельствует о нелегальности диска. С сентября проверяющие не смогут считать такие тиражи контрафактными, пока не установят, что указанное в качестве изготовителя некое ООО «Дрянь Продакшэн Интернэшнл» не имеет соответствующих договоров с правообладателем или иных разрешений.
Пронумеруем каждый диск
Помочь бороться с пиратами призван и другой закон, проект которого был внесен в Госдуму в октябре прошлого года. Он предусматривает, что все компакт-диски, фонограммы, иные аудиовизуальные произведения, а равно лекарства, косметическая и парфюмерная продукция, строительные материалы, транспортные средства, автозапчасти и т.д. будут включены в ЕГАИС (Единую государственную автоматизированную информационную систему), через которую сейчас контролируется производство и продажа алкогольной продукции. Если такой закон будет принят, то каждый диск должен маркироваться специальным штрих-кодом или радиочастотными метками, а его путь будет отслеживаться в базе данных. Также ограничивается продажа оборудования, предназначенного для воспроизведения аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных на любых видах носителей, хотя граждане смогут покупать видеомагнитофоны и плееры, обычные магнитофоны и т.д. без лицензий, а также пользоваться компьютерами CD, флоппи-дисководом и т.д.
Мнения парламентариев даже одной фракции по поводу этой идеи разделились. «Рассматриваемый законопроект направлен на усиление борьбы с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции ... Существующие на законодательном уровне нормы оказываются на практике малоэффективными, а в некоторых случаях их применение затруднено или даже оказывается невозможным», – отмечает председатель комитета по охране здоровья Ольга Борзова. А комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает концепцию законопроекта: «Он представляет собой, скорее, концепцию по противодействию производства и оборота контрафактной и фальсифицированной продукции, нежели законодательный акт, а также содержит большое количество декларативных положений», – заключает председатель комитета Валерий Комиссаров. Пока этот законопроект не принят даже в первом чтении.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Без лицензии нельзя, но можно
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ