Как оказалось, Россия не так привлекательна для въездного туризма, как было принято считать еще пару лет назад. И хотя на территории страны находится 23 объекта, включенных в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО, осматривать их туристы не торопятся. Как отмечают специалисты туристического рынка, одних памятников и гостиниц – мало. Для нормального туристического потока нужна полноценная инфраструктура и соответствующая PR-деятельность. Упразднение троицы «медведь-водка-матрешка» и внедрение непонятных широким массам ассоциативных рядов не способствовало ажиотажному спросу на путевки в Россию. Об этом говорили на форуме по въездному и внутреннему туризму «Новый взгляд на Россию», который и посетил корреспондент «Фонтанки».
По прогнозам ВТО, к 2020 году Россия будет входить в десятку стран-лидеров по приему туристов. Однако этот прогноз вряд ли осуществится, если уже сейчас не будут решены приземленные технические вопросы. Среди них: нормальное визовое обеспечение, транспортное обслуживание, стабильность ценообразования на посещение музеев и памятников.
Сегодня малоприятным сюрпризом для гостиниц стал новый порядок регистрации иностранцев, значительно осложнивший документооборот и повлекший за собой многомиллионные штрафные санкции в отношении ряда отелей Петербурга, Самары, Сочи. Российский Союз Туриндустрии направил в этой связи в Федеральную Миграционную службу России предложения по внесению изменений в действующий закон, возвращающих гостиницам право регистрации туристов. Пока поправки находятся на согласовании в Минюсте, в Санкт-Петербурге проходит тестирование программного обеспечения, позволяющего «обрабатывать» прибывающего в гостиницу интуриста в режиме реального времени.
Пока гостиницы и РТС борются за свое право давать отметки «о прибытии», интуристов примитивно обирают нечистые на руку милиционеры. Дело дошло до того, что у туристов вымогали деньги прямо на территории Кремля, под предлогом отсутствия при себе паспортов – которые, само собой, были сданы на регистрацию.
«Почему вообще ужесточаются формальности к приезжающим с туристическими целями гражданам из экономически развитых стран, не представляющих угрозы с точки зрения нелегальной миграции? И это в то время, когда большинство государств на мировом туристическом рынке занято упрощением турформальностей!» - негодует президент Российского Союза Туриндустрии Сергей Шпилько.
Впрочем, федеральные законотворцы и чиновники, вероятно, считают, что посмотреть на страну загадочного Путина, кристальной водки и вечных снегов и так поедут. В 2007 году из федерального бюджета на некоммерческую рекламу туристических возможностей России выделено всего около 137 млн. рублей, - много меньше, чем выделяют, к примеру, Румыния и даже Словакия.
Как сделать, чтобы цены и тарифы на железнодорожные перевозки менялись не произвольно, а хотя бы согласовывались с темпами инфляции? Как решить проблему задержек авиарейсов и обеспечить безопасность полетов без обновления парка воздушных судов? В России не хватает нормальных туристических автобусов класса Евро3 и Евро4. Потому что, чтобы ввезти их в страну, надо к цене прибавить 20% таможенных пошлин, 18% НДС и 2,2% - налог на имущество.
Нельзя говорить и о нормальном развитии в России круизного рынка, если не открыть внутренние воды для захода судов под иностранным флагом. Понятно, что прилично выглядеть «отечественный турпродукт», исходя из отечественных же реалий, не может.
Медведей на свалку истории!
No bears, just beauties - «Нет медведей, только красоты», - билборды с такой надписью были размещены в прошлом году в аэропортах Парижа, Лондона и даже те, кто брал туры в Амстердам, наблюдали такую-же картину. Таким образом Управление по туризму Санкт-Петербурга приступило к продвижению города. Скоро такие же постеры появятся в аэропортах Токио, Франкфурта и Берлина. И действительно, в Питере уже давно не практикуются икорно-водочные вечера с цыганами. Культурная столица изо всех сил пытается оправдать это название. Теперь у нас популярны «музейные» и «театральные» туры. К примеру, Русский музей имеет программу «Один день в Русском музее», включающую в себя не только осмотр главной экспозиции, но и посещение Михайловского замка, Летнего сада и Мраморного дворца.
Кроме того, Петербург лидирует в России по так называемым «интенсив-турам». Проще говоря – короткий, до 4 дней тур, организованный по принципу «все включено». И в программе этих поездок тоже нет места медведям: сплошь семинары, тренинги, конференции, походы в театр и поездки в Павловск и Петергоф. Правда, в программе одного из таких предложений присутствует «Ночное Fashion-шоу в метро (начало в 0.30). На станции играет джазовая музыка, накрыт фуршет (официанты - в форме сотрудников метрополитена), проходит модный показ». Но, согласитесь, это все-таки ближе «культурной столице», нежели отвязная цыганщина!
Благодаря в том числе и интенсив-туризму, Петербург по данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам находится на девятом месте по посещаемости среди европейских городов. За год в наш город прибыло 3.5 млн. человек, в Москву несколько меньше – 2,9 млн. человек. В то время как занимающий первое место Лондон посещают 26,8 млн. человек. Напомним, что, по данным Федерального агентства по туризму, в 2006 году в Россию приехало около семи миллионов иностранных гостей. Сколько интуристов пришлось на провинцию – подсчитать несложно.
Ну, нет у нас памятников!
Пока Петербург борется за звание европейского города высокой культуры, провинция по-прежнему ориентируется на «традиционные ценности». В той или иной степени у региональных туроператоров обязательно присутствуют «баня, водка, гармонь и лосось». Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» представитель одного из «северных» туроператоров: «А что у нас еще делать? Памятников – раз, два и обчелся... И одни «зоны» кругом! К нам за экзотикой этой и едут - и интуристы, и москвичи. Чтобы холодно было, да пурга, да рейс чтобы из-за нее, проклятой, задержался! И медведей побольше, чтобы охота особо знатной была».
И действительно, большинство участников Форума не видят ничего зазорного в том, что интуристы, да и отечественные столичные гости, желают российских артефактов, а не горнолыжных курортов. «Если немец захочет покататься на лыжах, он поедет в Альпы, а не на Алтай», - справедливо отметила начальник отдела туризма Правительства Калининградской области Марина Друтман.
А на Алтай и на Кольский полуостров немец поедет ловить рыбу. Кстати правительство Мурманской области уделяет именно этому виду туризма самое пристальное внимание. В результате 70% налоговых поступлений от деятельности турфирм составляют налоги от «рыболовных туроператоров».
...На фоне северных соседей как-то невнятно делилась опытом организации сельского туризма Ленинградская область, которая, вероятно, так и не определилась, что «продавать»: памятники культуры, или пресловутого медведя в лаптях. Впрочем, это символично отражает ситуацию с въездным туризмом в России.
Борис Юров,
Фонтанка.ру
Не въехали
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ