Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Русский бум в музеях Китая (фото)

Русский бум в музеях Китая (фото)

611

Где практически одновременно можно увидеть картины Репина, Васнецова, Левитана и других художников-реалистов из 19 музеев России, примеры живописи соцреализма, экспонаты из кремлевских кладовых и памятники традиционной культуры народов России из петербургского Этнографического музея? В музеях Китая. Для того, чтобы познакомиться с российскими выставками, корреспондент «Фонтанки» отправился из одной северной столицы – Петербурга – в другую – Пекин, а также китайские города Ухань и Чунцин.

Нынешний год объявлен в Китае годом России, поэтому в китайских музеях и настал «русский бум». В Пекине, Ухане и Чунцине одновременно работают сразу четыре выставки, которые знакомят жителей страны с культурой и искусством России. В столице Китая российские экспонаты приняли пекинский музей мирового искусства «Миллениум» и музей, расположенный в бывшем императорском дворце Гугун.

Еще 20 лет назад в Пекине работало 67 музеев, сейчас их 132. Входные билеты стоят в среднем 30 юаней (это чуть больше трех долларов), для учащихся – 20. Предусмотрены значительные льготы для пенсионеров, инвалидов, военных. Правительство Китая повышать цены на билеты не разрешает, чтобы не отпугнуть посетителей. Бюджет китайских музеев складывается из трех составляющих – вложений государства, выручки от билетов и средств, поступающих по «другим каналам», в том числе и от современных меценатов.

«Миллениум» – единственный в Китае музей, специализирующийся на изучении мировых цивилизаций и проведении исключительно зарубежных выставок. Как рассказала директор музея г-жа Вон, «в Китае долгое время занимались «пропагандой» только своей культуры. После проведения ряда политических реформ ситуация изменилась – китайцы стали больше интересоваться историей мировых цивилизаций и культурой других народов. Именно перед «Миллениумом», который был открыт как символ тысячелетия в 2001 году и стоит задача «познакомить» Китай с другими культурами». Здание музея своей формой напоминает солнечные часы – символ и атрибут власти, недоступный простым людям. В древнем Китае следить за временем было важной привилегией знати, остальным же было достаточно следить за положением солнца на небе. В «Миллениуме» - два основных зала рассказывают о развитии Китая (это «золотой зал») и мировых цивилизаций («зал времени»). В ближайших планах – создание электронного каталога и собственной коллекции. Это вдобавок к другим современным «штучкам», например, видеофильмам, которые демонстрируются в залах.

Как говорит г-жа Вон, несмотря на молодость, музей уже успел многое сделать – проведены две широкомасштабных зарубежных выставки – итальянская и американская. Сейчас в залах музея развернулась экспозиция «Парад народов» из Российского этнографического музея. Появление такой выставки вполне закономерно: Китай и Россию связывает давняя дружба и интерес друг к другу. Китай, как и Россия, страна многонациональная (это только кажется, что там живут одни китайцы, на самом деле – представители более 50 национальностей). В быту народов двух стран тоже много схожего – в том числе в орнаментах и узорах, в религиозных обрядах. Уйгурские народы Китая живут по традициям соседних народов из Средней Азии, например, имея в своем традиционном рационе много молочных продуктов, не свойственных кухне центрального Китая. «Парад народов» привлекает внимание многих – за то время, пока действует выставка, ее посетило порядка 30-40 тысяч человек. И это еще не предел. Визит петербургских журналистов на выставку стал возможен благодаря Комитету по внешним связям администрации Петербурга.

Эта выставка – своего рода презентация традиционной культуры народов России и сопредельных с ней государств, составлявших некогда Российскую империю. Перед посетителями развернуты «этнографические этюды», где каждый народ (почти 100 этносов России) представлен наиболее яркими экспонатами – костюмами, разнообразной утварью, предметами интерьера и т.д. На выставке в режиме «нон-стоп» в сопровождении специально подобранной народной музыки демонстрируется слайд-фильм – в основу которого легли уникальные этнографические фотографии. Как рассказала пресс-секретарь Этнографического музея Инна Карпушина, экспозиция состоит из четырех разделов, где представлены разные регионы России – Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Северо-Запад в середине конца 19-го – начале 20-го века, когда у народов, входящих в состав Российской империи, стала отчетливо проявляться тенденция к пробуждению национального самосознания, интерес к культуре разных народов.

Исторические памятники дают представление в том числе и о том, как складывались отношения центра и регионов в стране, основная тенденция развития которой была сродни формуле «семьи» - так называется патронимическая формула. В этой семье есть отец, мать – император и императрица, старшие и младшие дети – русский народ и все остальные. Отец бывает хорошим или плохим, отношение к нему может меняться с годами, но его роль и влияние на семью очевидны.

Отметим, что почти точная копия выставки «Парад народов» экспонируется сейчас в залах Российского этнографического музея, так что петербуржцы могут своими глазами увидеть то, к чему с большим интересом относятся китайцы.

Экспонаты из кладовых московского Кремля расположились в бывшем императорском дворце Гугун (до 1925 года – Запретный город). Заведующий выставочным отделом музея Гугун г-н Ма Чзигэ сообщил, что зал, в котором проводится выставка, кстати, самый лучший в музее, был открыт в 2004 году. В марте 2005-го (когда в Китае проходил год Франции) здесь выставлялись экспонаты из Версаля. В зал вмещается не более 200 человек, раньше это был главный вход во дворец. Ежедневно Гугун посещает 100 тысяч человек, в год – 8 миллионов. Общая площадь музея 720 тысяч квадратных метров, коллекция насчитывает полтора миллиона экспонатов. Для туристов открыты две трети площадей музея.

Экспонаты из Кремля хорошо вписались в интерьер зала, выдержанный в красных тонах. О предметах, представленных на выставке, рассказывают электронные переводчики. По словам г-на Ма, эта выставка пользуется большой популярностью у посетителей Гугуна (с 28 сентября здесь побывали 2 тысячи человек), а наибольший восторг вызывает яйцо из коллекции Фаберже.

В провинциальном городе Ухань 23 октября открылась выставка русской живописи второй половины 19 века, где можно познакомиться с работами известных мастеров, хранящихся в 19 музеях России. Для того, чтобы принять такую выставку, уханьскому музею пришлось выполнить немало условий российской стороны – в частности, по охране экспонатов и особому температурному режиму. В Китае экспонаты обычно демонстрируются в витринах. Показывать картины за стеклом невозможно – китайцам пришлось сделать специальное ограждение перед ними, за которое посетителям нельзя заходить. На организацию выставки и ее рекламу китайская сторона потратила миллион юаней (4 миллиона рублей). Как говорят в музее, затраты не напрасны – в будущем они позволят проводить здесь и другие подобные выставки.

Русская живопись второй половины 19-го века – это лучшее, что есть в художественных традициях России, - так считают в Китае. К современному искусству нашей страны китайцы тоже проявляют интерес, но говорят, что будут знакомиться с ним постепенно. На лучших примерах российской реалистической живописи воспитаны два поколения китайских живописцев. Эти традиции поддерживаются и сейчас – поэтому в день открытия выставки в музее было много студентов из академии художеств Уханя и других вузов. Они внимательно изучали картины, фотографировали их целиком и фрагментами, чтобы снимки остались не только на память, но и помогали постигать тайны живописи. Представители музея в Ухане говорят, что русская живопись позволяет многое узнать о России и душе русского народа, и считают, что эта выставка вызовет сенсацию в центральной части Китая. Билет на выставку стоит недорого, предусмотрены дополнительные скидки, чтобы как можно больше людей смогли познакомиться с работами русских художников. 27 октября в Ухане с визитом будут находиться руководители 6 провинций Китая – им обязательно покажут экспозицию. В прошлом году на французской выставке в музее Уханя побывали 80 тысяч человек. В музее рассчитывают, что на русской будет гораздо больше посетителей.

Если живопись 19-го века – своего рода «экзотика» для простых китайских людей, то предметы изобразительного искусства 30-50-х годов века 20-го им близки и понятны – ведь это отражение эпохи соцреализма. «Город солнца. Триумф соцреализма» - именно так называется выставка, которая развернута сейчас в другом провинциальном городе Китая – Чунцине, в музее «Трех ущелий». Официальные торжества и встречи, сцены из событий военных лет, портреты вождей, героев войны и труда, спортсменов представлены более чем 200 экспонатов живописи, скульптуры, графики из коллекций Москвы (в том числе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО»), Петербурга (Русского музея), Волгограда и Перми. За месяц на выставке побывали около 5 тысяч человек – старики приходят вспоминать о прошлом, молодые хотят увидеть, как «все было», также перенять технику живописи.

Музей «Трех ущелий» появился на месте офисных зданий. Его строительство обошлось государству в 80 миллионов долларов, а появился он для спасения памятников истории и культуры, которые оказались в районе строительства новой ГЭС и могли быть затоплены. Выставочная площадь музея – 42 тысячи квадратных метров (многие российские музеи могут только позавидовать этому, равно как и современному оборудованию и хорошей охране).

Знакомство с китайскими музеями показало, что государство к музейному делу в Китае относится ответственно. Так что русским тоже есть чему поучиться у китайцев.

Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях