Владимир Коган был официально представлен главой Дирекции по строительству КЗС. Сразу после этого губернатор возмутилась "кабальностью" кредита ЕБРР на возведение долгостроя, а затем глава Госстроя заявил о планах по передаче подряда на строительство - в руки скандально известного "Трансстроя".
Совладелец «Промышленно-строительного банка» и президент «Банкирского дома «Санкт-Петербург» Владимир Коган возглавил Дирекцию по строительству комплекса защитных сооружений. Сегодня банкир был официально представлен чиновникам. Буквально с первых шагов в новой должности один из самых влиятельных и самых закрытых банкиров Петербурга ясно дал понять, что не собирается менять свои правила, и будет по-прежнему недоступен для прессы.
По окончании закрытого совещания по вопросам сроков завершения строительства дамбы, которое состоялось сегодня с участием главы Росстроя Сергея Круглика и губернатора Валентины Матвиенко, Коган быстро и молча прошел к своей машине, не уделив ни минуты журналистам. Правда, Матвиенко успела заявить, что с новым назначением она связывает большие надежды:
- Росстрой выбрал хорошую кандидатуру, Владимир Коган знает, как делать бизнес, и в состоянии подобрать профессиональную команду людей. Наконец-то появится осмысленное управление стройкой, которое позволит ускорить строительство.
Понять логику развития последовавших за этим событий достаточно сложно. В последний момент внезапно отменил запланированную пресс-конференцию и недавно вступивший в должность руководителя Росстроя Сергей Круглик. Он ограничился очень кратким формальным «подходом» к телекамерам в паре с Валентиной Матвиенко и отказался отвечать на дополнительные вопросы. Судя по всему, отныне ход строительства на проекте века может в прямом смысле превратиться в тайну, сродни следственной.
Однако за те несколько минут, которые Круглик и петербургский губернатор уделили журналистам, они успели сделать несколько весьма неожиданных заявлений. Так, выяснилось, что при новом руководителе, в руках которого теперь будут аккумулированы финансовые потоки из всех источников (как из федеральных, так и от кредиторов), финансирование дамбы увеличится, – как уверил глава Росстроя, «в разы». Он сообщил, что будет выходить с предложением к федеральному правительству об увеличении ассигнований на проект. В результате в следующем году вместо запрошенных 2,4 миллиарда рублей Дирекция может получить как минимум 7 миллиардов. Насколько реальны эти планы, а также на какие конкретно цели пойдут запрашиваемые деньги, Круглик сообщить не успел.
Еще более неожиданной стала жесткая критика губернатором и главой Росстоя условиц договора с ЕБРР, который, согласно подписанному в 2002-м году соглашению, должен выделить на строительство дамбы 240 миллионов долларов. Как выяснилось, теперь государство может обойтись и без помощи кредиторов, однако расторгать договор пока не собирается.
- Тот кредит, который на сегодня взят и по которому существуют межправительственные соглашения, нет смысла расторгать, - пояснил Круглик. - А вот некие путы, которые есть вокруг этого кредита, нужно безусловно разорвать и выбросить.
Валентина Мавиенко добавила:
- Условия, подписанные банком, были кабальными для России. Вчера Круглик провел эффективные переговоры с ЕБРР, и мы условились, что банк на территории России будет руководствоваться правилами России. И не надо нам навязывать дорогостоящих, может быть, и умных, но практически невыполнимых идей.
В ЕБРР пока не комментируют заявления губернатора, после которых остается только гадать, в чей огород был брошен камень – то ли в сторону Европейского банка, то ли в сторону и ныне действующих руководителей Минфина, которые допустили три года назад подписание сомнительно выгодного, как оказалось, соглашения. Напомним, что со стороны российского правительства подпись под соглашением поставил первый заместитель главы Минфина Алексея Кудрина – Сергей Вязалов.
В чем тяжесть ЕБРР-ровских «пут», так и осталось неясным. Однако можно предположить, что федеральным чиновникам не нравится, что кредиторы оставляют за собой право заморозить финансирование в том случае, если государство по каким-то причинам приостанавливает финансирование со своей стороны.
Сегодня же Валентина Матвиенко (правда, косвенно) раскритиковала предыдущее руководство Росстроя.
- Наконец-то у дамбы появится осмысленное управление, - заявила губернатор.- При этом я не хочу ни в чем обвинять бывшего руководителя Дирекции Бориса Пайкина - он делал все, что мог.
Выяснилось так же, что в ближайшее время подрядчиком по двум важнейшим объектам на дамбе (С-1 и С-2) будет одна и та же компания – ЗАО "Инжиниринговая компания «Трансстрой». (Сейчас компания уже имеет контракт на С-2). Именно ей и будет передано право вести работы по строительству на участке дамбы Д-4 (туннель под С-1).
На фоне вчерашних заявлений Бориса Пайкина этот факт выглядит довольно странно. Вчера бывший глава Дирекции сообщил, что работы по С-1 будет выполнять французская компания Vinci Construction Grands Projets. По словам Пайкина, контракт с Vinci пока не подписан, но именно эта компания рассматривается в качестве возможного победителя конкурса, как предложившая наименьшую цену работ – 422 миллиона долларов. Однако сегодня Сергей Круглик заявил, что уже в понедельник фирма «Винчи» «будет уведомлена о завершении переговорного процесса с ней. И пояснил, что под свое крыло «Трансстрой» возьмет и этот объект.
Как выяснилось, «внеконкурсная» передача подряда продиктована уверенностью губернатора в том, что работа этой компании заслуживает самой высокой оценки. Правда, обнародовать цену "Трансстроя" никто из чиновников не стал.
- У «Трансстроя» нет ни одного незаконченного объекта, - заявила Матвиенко.
Корпорация «Трансстрой» – одна из крупнейших в строительном комплексе России, является прямым преемником Министерства транспортного строительства СССР. По данным СМИ, известность «Трансстрой» получил при строительстве МКАД, в ходе которого глава корпорации Владимир Брежнев лично доверил выполнение работ на сумму в 850 миллиардов рублей компании, которая, по данным ГУБЭПа, отправила «налево» 350 миллиардов. «Трансстрой» принимал активное участие в восстановлении Чечни (цена «чеченского» вопроса для «Трансстроя» составила почти 40 миллиардов бюджетных рублей), занимался строительством Константиновского дворца в Стрельне. Компания также была активно задействована в совместной с МПС программе «Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». По некоторой информации, разбирательства по поводу финансовых нарушений при реализации этой программы продолжаются до сих пор.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру