«Современное искусство в традиционном музее» - так называется фестиваль, который в минувшие выходные в пятый раз состоялся в петербургских музеях. Точнее, фестиваль еще будет продолжаться еще почти месяц (по 23 октября), но тем, кто не выбрался на него в эти выходные, ухватить всю его суть будет уже трудно.
Ведь именно 24 и 25 сентября между восьмью петербургскими музеями курсировали бесплатные автобусы. В каждый из этих музеев можно было зайти (тоже совершенно бесплатно) и посмотреть как специально подготовленные «Институтом ПРО АРТЕ» экспозиции современного искусства, так и классические и обычные экспозиции этих музеев. «Основной идеей фестиваля является содействие сближению традиционной культуры и современного искусства, модернизация деятельности петербургских музеев» - так объясняют задумку фестиваля организаторы.
Трудно сказать, удается ли решить задачу модернизации музеев, а вот насчет «сближения» все получается. Символом фестиваля является очень симпатичная музейная бабушка - из тех, что служат во всех петербургских музеях. Таких бабушек Михаил Пиотровский, например, считает значительно лучшими охранниками музейных ценностей, чем специально обученных британских секьюрити. «Сегодня можно всё» - ответила нам такая бабушка на входе в Ботанический музей. Действительно, на фестивале царит какой-то невероятный дух свободы. Дыхание жизни, принесенное в стены старых музеев.
Возможно это, а возможно - тяга петербуржцев к бесплатному искусству, привело к тому, что «проартовские» автобусы впервые перестали справляться с потоком желающих. Это, конечно, пока не ажиотаж, но автобусы уже приходилось ждать и «брать штурмом». А потом ехать друг у друга на коленях – в тесноте, но зато в хорошей компании. За день посетить восемь музеев, участвующих в этом году в фестивале, вполне реально. Главное - нигде не застрять. Не увлечься изучением истории города в Петропавловке или прогулкой среди экзотических растений Ботанического сада. Полчаса на музей и - дальше. Этого мало, но главное запомнить, где действительно интересно – вернуться сюда можно и потом.
В Петропавловском музее истории города, например, настолько интересно, что выставленная в первом зале монета «0 рублей», символизирующая реальную ценность денег, увлекает лишь ненадолго, а затем погружаешься в историю невских земель – от первых охотников до первых дворцов. «Наверное, правительство было бы очень довольно, выплатив нам зарплату такими деньгами» - ворчат местные бабушки, впечатленные экспозицией от «Про арте».
В Ботаническом музее тоже не очень просто сосредоточиться на возможности поиграть в «контакт с микромиром», если вы не были среди всей этой растительной экзотики. А вот в музее религии «скульптуры» Ольги и Александра Флоренских вызывают много больше интереса, чем местные выставки. Авторы создали ряд объектов из остатков «разнородных материальных культур», изображающих культовые сооружения. Посреди зала высится «Вавилонская башня», а окружают её храмы народов мира. Представьте себе, например, синтоисткую пагоду, сделанную из шляпной коробки, граммофонной трубы, бронзовых колокольчиков, и деревянной балясины.
Или синагогу из сундука, формы для выпечки и деталей керосиновых ламп. Не получается ничего хорошего? А зря – строения Флоренских выглядят «как настоящие».
«Антарктическая миссия» в музее Арктики и Антарктики видна даже снаружи – по крышам и стенам здания расселись удивительные пингвины. Даже хочется, чтобы по окончании фестиваля они остались жить здесь – уж очень удачно вписались.
А на вершину Нарвских ворот придется долго подниматься по узкой винтовой лестнице, борясь с головокружением. Там вас встретит толпа человечков из пенопласта, сотни белых фигур "граждан-экранов", как назвал их автор – Кирилл Черушкин.
В музее Блока представлен аудиовизуальный ряд, посвященный первой волне эмиграции, а в музее обороны и блокады Ленинграда оживают занимательные уроки физики Перельмана. Все это еще можно посмотреть, только теперь передвигаться уже придется своим ходом.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру