Вот и пришла весна. И как обычно - из-под снега показалась не только прошлогодняя трава, но и многочисленные отходы жизнедеятельности человечества. Проще говоря, мусор. С несанкционированными свалками борются, но почему-то меньше их не становится...
Наступила весна, снег почти растаял. Однако из-под него появляется не только трава, но и разнообразные отходы, в разное время выброшенные нерадивыми горожанами. Причём эта проблема характерна не только для города, но и для сельской местности, вплоть до удалённых уголков области.
Если верить старым дорожникам, лет двадцать назад эта проблема стояла не так остро. И дело не только, как говорится, в понижении культурного уровня людей, но и в широком распространении пластмассовой тары, которая, в отличие от бумажной, разлагается годами. Источников загрязнения много – это и дачные или садоводческие массивы, и водители транзитных автомобилей, проезжающие, например, по федеральной трассе «Кола».
Садоводческие и дачные массивы, которых особенно много во Всеволожском районе, зачастую не утруждают себя заключением договоров на вывоз мусора, хотя такая услуга обошлась бы им всего в 40-50 рублей в сезон на человека. В результате у каждого поворота к группе домов появляются кучи разнообразного мусора. Опасность их понятна: мусор загрязняет расположенные рядом реки и ручьи, которые так или иначе связаны с Невой – источником питьевой воды для города. В сухое время года мусорные кучи часто тлеют, выделяя едкий дым: он может содержать опасные для здоровья вещества – например, бензапирены, вызывающие рак.
Решением этой проблемы является строительство новых мусороперерабатывающих заводов и полигонов для складирования мусора. Один такой завод был недавно введён в строй в Ломоносовском районе. Что касается полигонов, то они есть не во всех районах. Например, в Кировском районе пока нет мест для правильного хранения мусора, хотя планируется построить два.
Пока же отходы свозятся на различные санкционированные свалки. Некоторые из них находятся в частном владении, и их хозяева устанавливают произвольные расценки на мусор – вплоть до 500 рублей за кубометр (при средних 30-50). Поэтому многим проще свалить мусор в канаву, чем ехать за несколько десятков километров и ещё платить за возможность выгрузить отходы.
Глава Кировского ДРСУ Виктор Астафьев, показывая вверенную ему территорию, заметил, что его ведомство устанавливает мусорные контейнеры на АЗС и у остановочных площадок, но они превращаются в свалки – мусор просто свозят к контейнерам, а иногда и поджигают. По его словам, помочь проблеме могло бы строительство вдоль трасс (таких, как федеральная трасса «Кола») кемпингов для водителей, чтобы они не останавливались где попало и не бросали мусор в канаву.
Съехав с трассы, журналисты смогли понаблюдать за тем, что творится в стороне от магистрали. На месте одной из бывших свалок был водружён предупреждающий знак, и за последнее время под ним появилось только несколько банок. (На дорожном знаке напротив кто-то потренировался в стрельбе, буквально изрешетив ни в чём не повинную табличку пулями. Порча и кража дорожных знаков – ещё одна головная боль дорожников.) Чуть дальше – у поворота к очередному дачному массиву – расположилась обширная свалка, краем упирающаяся в приток Старо-Ладожского канала, впадающего в Неву...
Ещё более крупная свалка «обнаружилась» километрах в пяти к востоку, у садоводческого товарищества «Восход». Правда, рядом с ней стоял грузовик, и двое рабочих старательно ворошили мусор в поисках металлолома. На строгий вопрос главного санитарного врача Кировского района Анатолия Девяткина один из них ответил, что они приехали из Петербурга, и собранный металл отвезут туда же, на переработку. Санитарный врач заметил, что люди из города приезжают в область и мусорят, а металлолом, опять же, отвозят в город, однако поблагодарил рабочих за то, что они хоть немного помогают очистить территорию. Удивлённые сборщики металлолома предпочли ретироваться.
Впрочем, и без металлолома на месте свалки осталось изрядное количество самого разного мусора. Виктор Астафьев заметил, что деньги от штрафов в ДРСУ не поступают, да и далеко не всегда бывает понятно, кого штрафовать. А садоводческие товарищества зачастую и сами бы рады организовать уборку мусора – ведь дым от горящих свалок тянет прямиком на них – но им нужны деньги и техника. Причём пожилые люди обычно понимают свою ответственность, а вот молодёжь – далеко не всегда.
Переместившись в другую часть Кировского района, гости смогли наблюдать в действии новую технику Кировского ДРСУ. Смонтированный на базе КАМАЗа погрузчик установил большой мусорный бак на месте, где разбирают остатки сгоревшего зимой магазина. «Этот магазин нам немало крови попортил, - вспомнил начальник ДРСУ, - всё говорил – уберите контейнер! Но мы его не трогали», - шутливо добавил он.
Затем журналисты смогли посетить Тосненский механический завод (Томез), где и производятся контейнеры для мусора и дорожная техника, которую закупает область. Томез – одно из предприятий, которое в смутные 90-е хоть и было приватизировано, но не закрылось и не обанкротилось, а продолжает выпускать сельскохозяйственную и дорожную технику. Её закупает даже Финляндия. Кроме того, техника Томеза поставляется в Москву (где открыто представительство завода) и даже за Урал (там представительство будет открыто в ближайшее время). А вот Петербург, по словам директора завода Сергея Габзунова, закупил более дешёвую технику у других производителей.
Дорожники Ленинградской области ведут борьбу с несанкционированными свалками не первый год. Весна – особенно «горячее» время: не только из-за проявившегося из-под снега мусора, но и из-за общего износа дорожного покрытия (в том числе и от соли). А ещё приближается праздник 9 мая, и вряд ли приехавшим на торжества людям понравится вид замусоренных канав. Поэтому дорожные службы работают практически круглосуточно.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора