Королю футбола Пеле приписывают фразу: «Сборная СССР станет Чемпионом мира по футболу тогда же, когда сборная Бразилии выиграет Чемпионат мира по хоккею». Уже давно нет СССР, уже давно российские (советские) хоккеисты не сильнейшие в мире, но применительно к главной футбольной команде нашей страны определение бразильского гения до сих пор актуально. Почему?
Ответ прост – в России не играют в футбол. В России есть футболисты, есть клубы, есть тренеры, местами встречаются хорошие стадионы, но все это составляющие какой-то другой игры. Чех Петржела, тренирующий питерский «Зенит», этого до сих пор не понял, потому и носится со своими «хорошими мальчиками» и пытается воплотить в жизнь мечту болельщиков с берегов Невы – дать им Клуб Европейского Уровня. Но такие клубы, как и медали Чемпионатов Мира и Европы, похоже, нужны только людям, в принципе довольно далеким от футбольной кухни – тем, кто болеет. А российские футбольные мэтры, видно, считают, что футбол - это не спортивное состязание, а «чисто конкретный» бизнес.
В итоге мы имеем то, что имеем: сборная России по футболу, потерпев поражения от испанцев (0:1) и португальцев (0:2), первой из команд, принимавших участие в Чемпионате Европы 2004 года, собирается домой. Конечно же, это не трагедия: не проигрывает только тот, кто не играет. И проиграть достойным соперникам - а у нас на этом чемпионате они были совсем не слабыми - может любой. Вопрос в другом: могла ли наша сборная выиграть? Ответ, вероятно, - нет.
И не потому, что в ее составе не было классных футболистов. И не потому, что у них не было желания победить. А потому, что традиция у нас такая. В сборную не берут игроков, наиболее подготовленных к борьбе на момент турниров, зато часто берут «проверенных и зарекомендовавших себя» и тех, кого можно попытаться продать. Примеров – море. На Чемпионат мира в Японии и Корее не поехали «фееривший» тогда Ролан Гусев и Сергей Овчинников. В Португалию не поехал Андрей Аршавин, зато туда свозили того же Гусева, который в последнее время выглядит бледной копией себя самого трехгодичной давности, и «суперфорварда» Булыкина, забившего в чемпионате России 1 мяч за 13 игр.
Впрочем, выступления нашей сборной на серьезных турнирах не остаются незамеченными: мы запоминаемся скандалами, разговорами о премиальных и прочими околофутбольными подвигами. Не обошлось без скандала и в этот раз. У Георгия Ярцева было несколько дней на то, чтобы продумать подготовку к матчу Россия - Португалия. Но вместо подготовки сборной к матчу он два дня отвечал на вопросы об Александре Мостовом.
За эти два дня появилось бесконечное множество версий происхождения конфликта: Мостовой критиковал Ярцева за нагрузки и жаловался на него испанским журналистам; Мостовой при всех требовал поставить его в основной состав, критиковал выбранных Ярцевым игроков (особенно «незаменимого» Булыкина); насаждал в команде дедовщину и создавал панические настроения, рассказывая всем и каждому, что шансов на выход из группы у нас все равно нет. В зависимости от предпочтений автора каждой из версий, фигура Александра Мостового, в конце концов отчисленного из сборной, приобретала или демонический, или страдальческий характер, а тема конфликта в сборной России муссировалась на первых полосах европейских газет.
А вот игра сборной России особого интереса ни у кого не вызывала. Неужто и вправду - до тех пор, пока бразильцы не выиграют чемпионат мира по хоккею?
Андрей Логинов,
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру