Академия наук оказалась перед лицом кадрового кризиса. Три-четыре тысячи рублей получать за свой труд молодежь не готова, поэтому большинство сотрудников РАН – люди пожилого возраста. Тему кадрового кризиса обсуждали сегодня в Санкт-Петербургском научном центре РАН академик Жорес Алферов, директор Зоологического института Александр Алимов, директор библиотеки РАН Валерий Леонов и другие научные сотрудники.
Ученые регулярно взывают к властям с просьбами увеличить финансирование науки. Реакция практически отсутствует. И если ответных действий от правительства так и не последует, академики и профессора в скором времени устроят забастовку. Об этом заявил Сергей Окулов, председатель исполкома Санкт-Петербургской региональной организации профсоюза работников РАН.
Мало того, что деньги на науку почти не поступают, в скором времени может исчезнуть и ведомственная медицина. Известно, что РАН принадлежит целая сеть пансионатов, поликлиник, больниц, домов ветеранов. Возможно, что в скором времени правительство примет решение о том, чтобы передать все эти учреждения муниципальным органам. Если это произойдет, считают ученые, качество медицинского обслуживания сразу снизится, так как сейчас, будучи все еще ведомственными, эти больницы и поликлиники тесно связаны с медицинскими институтами РАН, которые помогают им проводить исследования. Кроме того, исчезнет особая атмосфера: в ведомственных домах ветеранов об одиноких ученых заботятся, помогают работать и дальше. Даже в больницах во многих палатах слышится стрекот пишущих машинок.
По словам Нобелевского лауреата Жореса Алферова, в год на науку из федерального бюджета выделяется около 40 миллиардов рублей, что составляет менее двух процентов бюджета (это вместо обещанных четырех). Санкт-Петербургскому отделению РАН выделяют чуть больше одного миллиарда рублей, в то время как работают здесь 11624 человека. На начало 2003 года сотрудников было больше – 12037 человек. С тех пор многие уволились - средняя зарплата сотрудника редко где достигает 6000 рублей. В эту сумму входят и зарубежные гранты, и надбавки за ученую степень. На таких условиях согласны работать лишь энтузиасты пенсионного возраста. Немногочисленная молодежь, набравшись опыта у старших коллег, уходит в коммерческие структуры. Каким же образом можно привлечь молодого человека в научное учреждение, если денег нет? «Молодого человека нужно инфицировать наукой в раннем возрасте, чтобы к моменту окончания вуза он не мог представить себе жизни без науки», – считает Жорес Алферов. Однако такое предложение осуществить еще труднее, чем улучшить финансирования.
Особое внимание на сегодняшнем совещании было уделено Библиотеке Академии наук, которая находится в крайне плачевном положении. Библиотеку обслуживают 654 человека (между тем как 17 лет назад в штате состояло 1100 человек). Большинство сотрудников – пенсионеры, самому старшему 87 лет. Этот персонал обслуживает 29000 читателей, большинство из которых, кстати, не являются членами РАН. Из-за того, что сотрудников не хватает, «свежие» книги, поступающие в фонды библиотеки, не могут вовремя попасть в руки ученых. Вместо положенных трех-шести месяцев на занесение экземпляра в каталоги уходит два-три года. Отсутствие персонала создает и длинные очереди читателей. Как будут решать эту проблему? Конечно, библиотека не закроется. Скорее всего, будет ограничено число читателей (за счет тех, кто не является членом РАН) либо библиотека перейдет на договорные отношения с некоторыми организациями.
Пожаловался на финансовые проблемы и директор Зоологического института РАН Александр Алимов. «Не надо воспринимать нас как безумных паганелей с сачками», – сказал он. Как выяснилось, работа зоологов имеет самое прямое отношение к здоровью горожан. Благодаря зоологам врачи знают все о клещах, малярийных комарах и прочих паразитах. Недавно сотрудники института – также работающие за копейки – разработали большую программу по борьбе с клещами в парках, однако чиновники осуществлять ее отказались. Говорят, нет денег.
Александра Балуева
Фонтанка.Ру