5,4 миллиона поездок ежедневно осуществляет транспорт Петербурга. Таковы данные исследования пассажиропотока и автоматизированного контроля в метрополитене, проведенного в прошлом году. Как показывает статистика, преобладает в структуре городских пассажирских перевозок метрополитен – 43,3%. За ним следуют троллейбусы – 24,4%, городские и пригородные автобусы – 16,5% и маршрутные такси – 15,8%.
По данным комитета по транспорту, основная часть перевозок по-прежнему выполнялась государственными унитарными предприятиями. Только 3 негосударственных автобусных перевозчика обслуживали 7 социальных маршрутов, на которых работало 26 автобусов большой вместимости. Маршрутные такси – 49 перевозчиков различной формы собственности – работали на 475 направлениях. В 2003 году по итогам проведенных конкурсов введено дополнительно еще 70 маршрутов, которые обслуживают 737 автобусов. Основные критерии проводимых конкурсов – использование нового подвижного состава и наиболее низкий тариф перевозки пассажиров.
Непреходящее беспокойство у специалистов вызывает техническое состояние парков машин. Проведенная в 2002 году инвентаризация имущественных комплексов и аудиторские проверки ГУПов показали, что материально-техническая база их используется не эффективно. Наряду с этим имеется низкая квалификация управленческого персонала.
С 1988 года (максимального уровня развития городского пассажирского транспорта Петербурга) парк подвижного состава сократился в два раза, в том числе по автобусам на 2188 единиц, по трамваям на 993 вагона, по троллейбусам на 609 машин. Из оставшегося подвижного состава свой ресурс выработали 27,5% автобусов, 36,8% трамвайных вагонов, 74,2% троллейбусов. В настоящий момент эксплуатируется 1378 вагонов метро, 325 из них выработали нормативный срок службы.
Большинство проблем городского транспорта связано с недофинансированием отрасли на протяжении последнего десятилетия. В период гиперинфляции система была подорвана огромной армией льготников. В то же время упали доходы городского бюджета, и он не мог компенсировать возросшие убытки. Транспортники все чаще выступают за замену льгот на компенсационные выплаты работникам за счет бюджетов соответствующих ведомств. По оценкам специалистов, дополнительные доходы в этом случае могут составить 900 миллионов рублей. В свою очередь, такой подход помог бы решить ряд застарелых проблем: реализовать конкретные проекты, направленные на улучшение работы транспортного обслуживания горожан. В частности, средства могли бы пойти на реализацию проектов ускоренного трамвая и строительство станции метро «Комендантский аэродром».
Кстати, скоростной транспорт стоит первым пунктом в перечне стратегических направлений развития этой проблемной отрасли. Ее развитию и эффективной работе, по мнению транспортников, должны способствовать также оплата работы транспортных предприятий строго по нормативам и с учетом качества предоставляемых услуг. Интервал между троллейбусами, автобусами и прочими подобными видами транспорта не должен превышать 10-15 минут. Также общественный транспорт должен иметь преимущество на дорогах перед частным.
Разумеется, необходимо и пополнение всех видов транспорта современным подвижным составом и переоснащение материально-технической базы. Между прочим, дополнительные средства на эти цели бюджетом выделены. Ну и, наконец, как считают транспортники, стимулировать безупречную работу транспорта должно ужесточение административной ответственности организаций-перевозчиков.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру