Кто воспитывает петербуржца? Когда папа Карло, а когда и никто, - так и хочется сказать о некоторых нынешних жителях города. Не говорим уже о воспитании и образовании, но знание Петербурга...
А ведь это как раз то, что отличает петербуржца от москвича, одессита или жителя Владивостока. Все остальные ценности, будем надеяться, у жителей разных городов все-таки общие.
Мне рассказывали о том, как два молодых питерца, родившихся и всю жизнь проведших в городе на Неве, искали друг друга.
- Ты где?
- Да тут, у Казанского, напротив филфака, на мосту со львами
- Где?
- На мосту со львами, ты что, не в Петербурге живешь?
- Ты знаешь, сколько в Петербурге львов?
Сколько львов – об этом могут сказать только итальянцы в России. Они точно подсчитали. А вот крупных грифонов у нас всего шесть – четыре из них сидят на том самом мостике, на котором стоял незадачливый ревнитель истории Петербурга. Грифоны, конечно, те же львы, да только вот с крыльями.
Кроме того, не филфак, а финэк. Финансово-экономический, теперь уже университет. Хорошо еще, что Казанский собор с Исаакиевским не перепутали...
Но если бы дело было только в том, что юные петербуржцы не знают родного города. Многие из них Питер знают очень хорошо – по части помоек, теплых подъездов, проходных дворов и отделений милиции они просто доки. Это малолетние бродяжки, многие из которых занимаются скитаниями по городу при живых родителях.
Такая ситуация не может не тревожить администрацию города и педагогическую общественность. В начале декабря состоялось заседание коллегии Комитета по образованию, где обсуждался проект концепции "Воспитание петербуржца ХХI века".
На заседании неоднократно подчеркивалось, что такой документ в масштабах города сегодня необходим как никогда. При всей нагрузке и занятости дети вне уроков сейчас часто предоставлены сами себе. До сих пор нет единой яркой общественной организации, которая бы их объединяла, а те, что есть – разрозненны и малоинтересны.
В родной семье дети тоже чувствуют себя неуютно. По статистике, современные родители из-за хронической загруженности тратят на общение с ребенком всего 17 минут в день. Что же удивляться, что они не понимают друг друга, а конфликты отцов и детей выходят на первый план в обществе. В этих условиях петербургская школа, как и раньше, решила взять этот пласт проблем на себя.
Что получится из этой инициативы школы, мы еще посмотрим. Раньше ничего хорошего почему-то в масштабе города не выходило. Яркие пятна, конечно, были и остаются – например, 27, 239, 24 и 309 школы города давно известны совместным досугом учащихся и учителей, запоминающимися внеклассными мероприятиями разной направленности, сотрудничеством между старшими и младшими классами. Однако эти и некоторые другие школы почему-то до сих пор скорее исключения из практики.
Акцент новой концепции воспитания сделан на общении взрослых и ребят, их диалоге, развитии личности, индивидуальности маленького человека, преемственности поколений. И в этом тоже ничего сногсшибательно нового нет. Всегда были взрослые, которые способны собрать вокруг себя ребят и сделать вместе с ними что-то интересное – клуб, поход, смену в летнем лагере, театр, художественную студию.
Вот разве что теперь эту почетную обязанность – быть другом детей – могут взвалить на всех взрослых без разбору. Даже на тех, кто не очень-то приспособлен к такой деятельности.
Что тут говорить, в нашей школе есть люди, которые досугом детей заниматься не умеют и не любят. Многие из них – крепкие предметники, замечательные учителя, которые дают детям знания. Стоит ли привлекать их еще и к воспитанию подрастающего поколения, если нет в них на то ни желания, ни возможностей? Оставить бы кесарю кесарево, а слесарю слесарево.
Каким же должен быть петербуржец грядущего века? По замыслу авторов проекта - это человек, способный найти свое место в жизни и реализовать заложенные способности и таланты, образованный, полезный обществу, находящийся в гармонии с окружающим миром и самим собой, ведущий здоровый образ жизни.
В общем, как всегда, идеал человека недостижим и потому даже звучит очень скучно. Хотя слова все сказаны правильные, но вступать в ряды этаких ангелочков многие дети просто не захотят. Для них – да и для многих взрослых – то же самое нужно бы объяснить другими словами, более простыми и энергичными.
Радостно сознавать, что все понимают: концепция – это не догма. Скорее - это каркас, та основа, на которую и будут опираться в своей работе учителя, педагоги дополнительного образования и все те, кто связан с воспитанием подрастающего поколения.
На примере принятого документа специалисты Университета педагогического мастерства, Городского дворца творчества юных должны разработать проект "Программы развития воспитания в системе образования Санкт-Петербурга на период 2003 - 2008 г.г.". Срок – апрель следующего года.
Поживем – увидим. А пока давайте объясним детям, чем грифон отличается от льва и где они живут в городе.
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру