Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество НАВОДНЕНИЙ БЫЛО БОЛЬШЕ

НАВОДНЕНИЙ БЫЛО БОЛЬШЕ

327

Список наводнений в Петербурге составлен уже давно. И обычно его принимают на веру: так, последнее наводнение газеты и даже специалисты единодушно назвали 291-м в истории города. Но так ли это?

Как это ни печально, но доверять списку наводнений нельзя. Причины тому лежат в метеорологической истории. Хотя еще в 1715 году у Петропавловской крепости появился футшток для измерения уровня воды, системы наблюдений за наводнениями не существовало еще долго. Надежно фиксировались только даты значительных подъемов воды; «рядовые» же наводнения определялись весьма приблизительно как по высоте, так и по времени. А некоторые из них, возможно, не регистрировались вовсе.

Ситуация начала меняться в корне только в 1878 году, когда у Горного института был установлен пост систематических измерений уровня воды, существующий и поныне. Подробные итоги первых лет работы поста подвел в своем печатном исследовании сотрудник Главной физической обсерватории А. М. Шенрок. И вот парадокс: казалось, за эти-то годы пробелов в списке быть не должно, но современные метеорологи о работе Шенрока почему-то напрочь забыли.

Забыли они и о другой серьезной работе — вышедшей в 1933 году статье известного ученого Даниила Святского, составившего свой список наводнений в устье Невы. Святский рассмотрел первоисточники, писавшие о наводнениях, дал комментарии к многим из них. Отчего и эта работа оказалась невостребованной, можно только гадать; возможно, сыграло свою роль то, что Святский несколько лет находился под арестом и в ссылке. К тому же статья его увидела свет в малотиражном издании — сборнике, выпущенном НИИ коммунального и жилищного строительства...

Так что же дают нам работы Шенрока и Святского? Оказывается, список питерских наводнений можно пополнить. И существенно пополнить!

1710-й, 10 декабря по старому стилю. «Ночью в Петербурге было повсюду такое наводнение, что многие должны были выбраться из своих жилищ. Строевой лес и лодки носило по улицам, так что всякие сообщения прекратились» (здесь и далее неподписанные цитаты — из книги Святского). Этот случай подтвержден современным исследованием Ю. Н. Беспятых. В его книге «Петербург Петра Первого в иностранных описаниях» упоминается и наводнение 5 сентября 1710 года: «Западной бурей подняло такое наводнение, что многим пришлось спасаться на втором этаже домов. В этот раз царь плавал на своей шлюпке по всей немецкой слободе».

В обоих случаях не указаны высоты наводнений, которые, скорее всего, не измерялись. Но по указанным признакам их можно приравнять к нижнему пределу особо опасных наводнений — 211 см.

1738-й, 8 января. «Учинился здесь сильный шторм, который до утра продолжался. Нева река от сего так высоко поднялась, что в шестом часу по утру вода из каналов выступила и едва ли не по всему городу разлилась. На девятом часу вода так упала, что везде пешком ходить было можно». Высота также равна примерно 211 см.

1799-й, 13 сентября. «При крепком юго-западном ветре было возвышение воды с 2-х часов пополудни. В 9 с половиной часов вечера вода достигла 6 с половиной футов (198 см. — К. П.). Вода начала сбывать в 11 с половиной часов ночи 13-го сентября».

1812-й, 17 сентября. «Во время крепкого ветра при возвышении воды на 6 футов 4 дюйма (193 см. — К. П.) разнесло в порте лесов немалое количество и причинило другие повреждения».

Такова лишь первая пятерка забытых наводнений; в пушкинские же годы, к которым мы уже подошли, их обнаруживается целый ряд. В ноябре 1828 года, по одному в августе 1831-го, 1832-го и 1833-го. О предпоследнем из них упоминал Лермонтов, о последнем — Пушкин. Вот выдержка из пушкинского письма к жене, написанного 21 августа 1833 года: «От тебя уехал я в самую бурю. Приключения мои начались у Троицкого мосту. Нева была так высока, что мост стоял дыбом. Погода была ужасная. Что-то было с вами, петербургскими жителями... Не было ли у вас нового наводнения... Что, если и это я прогулял... Досадно было бы...». Согласно данным Святского, уровень воды тогда достиг отметки 5 футов (152 см) выше ординара.

В пушкинские годы были и еще четыре неучтенных наводнения: два в 1833-м, по одному в 1834-м и 1836-м. Все эти дополнения важны не только сами по себе, но и потому, что они заполняют многолетние перерывы в подъемах воды. Раньше некоторые исследователи объясняли перерывы климатическими условиями тех лет, другие — запретом на оглашение сведений о наводнениях в столице...

Список забытых наводнений названными случаями не исчерпывается. Были по одному наводнению в 1840-м, 1848-м, 1849-м, 1853-м («на Б. проспекте Вас. Остр. бурею пригнало большое двухмачтовое судно»), 1874 годах. Наблюдения Шенрока позволяют пополнить список еще девятью наводнениями, состоявшимися между 1879 и 1890 годами. И еще два, отмеченные Святским: 1892-й и 1893-й — хоть и невысокие подъемы воды, но столицей замеченные.

Итак, можно подвести итог: целых 29 наводнений оказались забытыми современными исследователями. Ни много ни мало — каждое десятое! Так что и последнее из наводнений, выходит, было не 291-м, а 320-м.

Точка поставлена? Нет. Нужны дальнейшие поиски, архивные разыскания: их результаты помогут еще уточнить список питерских наводнений. Только не стоит оболь-щаться: абсолютно полный список — дело несбыточное, и какие-то из случавшихся наводнений навсегда останутся забытыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях