Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Строгость против необязательности. Почему этой зимой нас не будут штрафовать за летнюю резину

Строгость против необязательности. Почему этой зимой нас не будут штрафовать за летнюю резину

21 021
Источник:

С 1 декабря 2023 года в России впервые должны были начать штрафовать за езду зимой на летних шинах. Однако ГИБДД пообещала при таких нарушениях применять только нижнюю границу санкций — предупреждение. Эксперты объясняют: в этом правиле слишком много юридических сложностей, чтобы использовать его по полной.

Положение о запрете эксплуатации автомобилей на летней резине зимой появилось в постановлении правительства от 27 мая 2023 года. В силу оно вступило 1 сентября. Логическая цепочка, по которой это становится наказуемым правонарушением, такова: постановление от 27.05 изменяет «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…». В числе изменений — приложение к этому документу «Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС». А именно на эти положения ссылается ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…». По ст. 12.5 всегда полагалась «вилка»: предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Так было, например, при неисправной тормозной системе. При этом проблемой был даже не сам штраф: у сотрудников ГИБДД имелась опция запретить эксплуатацию машины. Номера сейчас на дороге не снимают, но отправка машины на эвакуаторе — вполне реалистичный сценарий.

В постановлении от 27.05 в «Перечень неисправностей» вводится новелла о зимней резине. Звучит она так: «5.2 <…>На транспортном средстве категорий М1 и N1 не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль)». M1 — это обычные легковые машины, N1 — это грузовички до 3,5 тонны типа «Газели».

Главная слабость этой юридической конструкции в том, что она не учитывает региональных климатических особенностей. Если в ХМАО первый снег ложится еще в сентябре-октябре, то в Сочи средняя температура декабря +8,3°С, а снег может выпасть всего пару раз за зиму и тут же растаять. А «Основные положения...» и КоАП — одни на всю страну.

Кроме того, не так-то просто в полной мере определить, какая шина — именно «зимняя», как это указывается теперь в «Перечне неисправностей…». Существует ГОСТ, который дает точное определение: «3.3 зимняя шина: Пневматическая шина, резина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой по сравнению с обычной (дорожной) шиной». Однако в том же ГОСТе есть и «Всесезонная шина» («обычная (дорожная) шина с элементами рисунка и материалом протектора, позволяющими эксплуатировать ее в летний и зимний периоды»). Этот вид покрышек никак не упомянут в постановлении правительства от 27 мая, а значит, теперь его, выходит, нельзя использовать в декабре — феврале.

Ну и, кроме всего прочего, чтобы на глаз определить, соответствует ли рисунок протектора, состав резины и ее конструкция ГОСТу на зимнюю шину, нужно обладать довольно глубокими специальными знаниями, чего нельзя требовать от всех сотрудников ГИБДД без соответствующей подготовки. К примеру, тонкие ламели для отвода снега, которые характерны для зимних шин, могут стереться в процессе эксплуатации задолго до того, как высота протектора сократится до предельно допустимых 1,4 мм. И если специальная маркировка «со снежинкой» в значительной мере может дать подсказку инспектору, то ее отсутствие де-факто еще не обозначает, что шина — не зимняя. Ведь в ГОСТе указано, что ее наличие необязательно: «Допускается наносить на покрышку <…> маркировку по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя, в том числе пиктограмму «снежинка» — для зимних шин».

Да, существуют и другие обозначения при маркировке зимних шин, например «M+S», или «M&S», или «M.S». Но если уж идти до конца в таком принципиальном вопросе, каждый раз, выписывая штраф за езду на шинах не по сезону, сотрудник ГИБДД должен будет сперва провести высокотехнологичную инструментальную и химическую экспертизу покрышек, что, конечно, звучит абсурдно.

Можно предположить, что именно чтобы не ставить своих инспекторов в неловкое положение, глава ГИБДД Михаил Черников и выступил с принципиальным решением вместо штрафов — предупреждать водителей об опасности и проводить разъяснительную работу с ними.

К слову, с летними ограничениями на зимние шины всё гораздо проще. Новые правила запрещают не сами шины, а конкретно использование «шин с шипами противоскольжения». Определить их наличие не представляет никаких сложностей, а ездить на них в обозначенный правительством «летний период (июнь, июль, август)» — удовольствие сомнительное в любом регионе страны. Даже в Хатанге на Таймыре, в зоне многолетней мерзлоты, в эти месяцы всё же, как правило, температура выше ноля.

Разговоры о том, что России по примеру, например, Финляндии надо штрафовать за езду на шинах не по сезону, велись давно, вспоминает известный автоюрист Александр Холодов, и одним из инициаторов был в том числе ныне покойный экс-глава ЗакС Петербурга Вадим Тюльпанов.

«Мы еще с ним много спорили по этому вопросу. У нас очень большая страна, и мы не можем себе позволить такие законы», — говорит Александр Холодов. В принципе, иногда КоАП устанавливает разные наказания за одинаковые нарушения, делая ссылку именно на региональные законы, как в случае с той же парковкой на газонах. Однако отдать вопрос с определением сроков, когда водители обязаны под страхом штрафа «переобуваться», на откуп местным властям — тоже не выход. Это породит массу проблем в случае, если водитель поедет через несколько регионов, например, в отпуск. Не менять же ему при въезде в каждую область резину. Ну и совсем всё сложно будет, если человек будет жить в одном регионе, а на работу ездить каждый день в другой, как это часто бывает в Петербурге и Ленобласти и Москве и Московской области.

Александр Холодов согласен с тем, что водителей необходимо стимулировать соблюдать сезонность при выборе шин — это действительно вопрос безопасности. Но штрафами и даже предупреждениями тут не поможешь.

«Как правило, то, что человек не меняет резину, — это не потому, что он идиот, а потому, что у него денег нет — с большой долей вероятности. Если бы это стоило 100 рублей, менял бы каждый. То есть это проблема экономическая, — говорит эксперт. — И решать ее надо экономическими способами. Почему бы, например, не запустить госпрограмму обмена старой резины на новую с выдачей купонов (условно говоря, с 90%-й скидкой) на покупку новой. Так можно и поддержать отечественного производителя — если включать в госпрограмму только их».

С экономикой же Александр Холодов связывает и вопрос наказания. «Сейчас самое большое наказание (если не считать возможную эвакуацию) — 500 рублей. Даже если водителя за зиму оштрафовать 10 раз (а ты еще поди поймай его 10 раз), это будет максимум стоимость одной покрышки, причем совсем небольшого диаметра, — считает эксперт. — А если брать шины для внедорожников, которые продаются по 25–30 тысяч за одну штуку (а то и дороже), с точки зрения штрафов менять их и вовсе нет никакого смысла».

Денис Лебедев уже переобулся, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
50
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34