![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/570d1a93980c57deae2e58d042fdd22900cf3f18_1280_853.jpg)
18 сентября в петербургском «Экспофоруме» открылась выставка по гражданскому судостроению, судоходству и освоению океана и шельфа. Выставка проводится уже семнадцатый раз и имеет статус международной. Но если раньше здесь было не протолкнуться от европейцев, то нынче ключевые зарубежные экспоненты совсем из других уголков земли.
«Фонтанка» посмотрела, как перекроился пул отраслевых судостроителей и их поставщиков.
Если от международной выставки судостроителей и судоремонтников вы ждете размаха и удали уровня ПМЭФ, то мы вас огорчим: атмосфера на «
Тем не менее сами организаторы, похоже, довольны — в этом году желающих поучаствовать в выставке оказалось намного больше, чем в 2021 году, поэтому, чтобы поместились все, к традиционным трем павильонам экспозиции добавили еще один.
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/4ecce94845027b1864c50582dca9cf5923c6dccab_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/2cc65687dd76c7b168ede4d29a083d1f239c31354_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7ddb254c8b507e86beb01dcd3b10b1af23d78455d_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/49838a7260062c16e40af645208febbe2325bf960_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/ad14a046fec0b105bac387142e7473e423f37769b_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/8c935d2ca63dab513a01dda7f8bb88c3237c9637d_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/58eb47ac16c2186a4c6fcf441cc3b75c23d3d3cb0_1280_853.jpg)
Состав хедлайнеров сохранился неизменным — свои экспозиции представляют ОСК, «Росатом», судостроительный комплекс «Звезда» и прочие завсегдатаи любого мероприятия подобного уровня. Есть в зале и новичок — Центр импортозамещения и локализации, который организовали при поддержке Минпромторга РФ и АНО «Судпром» для «выстраивания кооперационных производственных цепочек».
Нанянская звезда судостроительная
Такого разнообразия международных участников, которыми «НЕВА» могла похвастать в 2021 году (выставка проходит один раз в два года), сегодня нет. Если два года назад из 212 иностранцев более 70% были компании из Европы, то сейчас нет ни одного такого экспонента. Основные зарубежные представители — компании из Турции и Китая.
Китай тотально пропустил «
Разобраться, чем же гордятся китайские судостроители и судоремонтники и чем хотят завлечь новых клиентов, с наскока не выйдет. Если еще не так давно международным языком считался английский, то теперь всё перевернулось и здесь: китайские товарищи, несмотря на скромность убранства своих локаций, явно ощущают себя хозяевами положения — их стенды пестрят иероглифами.
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/d467bd2f72af93c3cd4a29d898615105233406276_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/64e5b582d05a303b0832e8f7161b33112321e7051_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/c1dbb6d2494b4dc3b04d22203a30582f23e384c2d_1280_854.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/a039e8a3a4ce56821c1a16aa7a52f1c2235893161_1280_854.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/f1dc63db7a6357a8aa6cf5982cfd7886231d189b7_1280_854.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/33e55133f18bb5f6cdb44f8f0ddfe1d5238e2219b_1280_854.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/eed5efd4987b491ab159b98f405599a023162cf4e_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/ee2ac58cbab98f2356de958766346fb023146b45a_1280_854.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/9de780de57003043a610fa1ffc62fc5323ecc230e_1280_855.jpg)
И тут, хочешь не хочешь, приходит понимание, что знание китайского языка сегодня — уже не каприз, а насущная необходимость. Впрочем, в небрежности их не обвинить — многие привезли с собой на выставку переводчиков, кто не нашел толмача на родине, пользуется услугами местных.
— Наша компания занимается проектированием, научным исследованием и судовым оборудованием. Наша компания создана в 2009 году. Многие международные компании работают с нами. В России мы уже
Девушка очень старается рассказать как можно больше — и о своей продукции, и о международном сотрудничестве, и о планах на выставку, но понимаем мы друг друга до смешного плохо. Тем не менее даже за первый день выставки у «MNET» появился как минимум один новый интересант.
— Обь-Иртышское речное пароходство. Просто забыла визитки. Я начальник отдела снабжения, созвонимся. Обригадо, — почему-то на португальском благодарит возникшая из ниоткуда женщина в кителе и передает переводчице написанный на клочке свой номер телефона.
Китайские предприятия предлагают лебедки и швартовочные устройства, двигатели, канаты, оборудование для судов, насосы, светильники. Со многими из них сотрудничают и европейцы — в портфеле компании WanShan, производителя самоходных транспортеров грузоподъемностью 2 тысячи тонн, контрактные поставки в Норвегию и Голландию и еще пачка клиентов в странах Юго-Восточной Азии.
В кармане у некоторых есть и неожиданные решения — например, у производителя запчастей и объединенного с ним судоремонтного и судостроительного завода, чье название гугл-переводчик выдает как «Чжоушань нанянская звезда судостроительная Ко».
— Мы — авторизованный дистрибьютор оборудования BOSCH. Российские компании, которые в нем нуждаются, могут через нас заказать, — после краткого совещания с экспонентами раскрывает карты переводчица.
Возможность получить больше знакомств
Турция, кроме отдельных стендов, развернула национальный павильон, размах на фоне Китая очевиднее — 1300 квадратов экспозиционных площадей против 1000 квадратных метров у Китая, и размещение в секции F, наименее удаленной от центрального входа по сравнению с другими. Верфей, производителей судового оборудования и материалов из Турции «Фонтанка» насчитала порядка 60 стендов. По оценкам организаторов, это в
Турецкая компания Ozata с 2002 года строит пассажирские паромы, рыболовные суда и катера, всего более 50 видов. В ее активе — 2 тысячи сотрудников, судостроение из стали, алюминия, углерода и комбинации этих материалов. «Количество подобных верфей в мире ограничено», уверяет клиентоориентированный рекламный буклет на турецком языке.
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/67852c66e54d332bab9e6c8f4695c5ae23004bf6d_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/85470e06b11a76d94639e26136441a91233b1ddd1_1280_854.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/097014dd11b225feb276ff59731480e323d1e3fb6_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/e7d9f7537c3fb218aacd2118a875beff23a4f15a8_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/9ff9c50e2b68a349bad9b73d63ef7a8223ffb8ba3_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/a7fc184a4a9f9f2188cc78b36ae1e99123967ddb5_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/a615c6b9e65a2b1178a891265b359b5f2312a67f4_1280_854.jpg)
— В год мы можем построить три или четыре корабля. Выставка — всегда хорошая возможность получить больше знакомств, — пересказывает слова представителя компании переводчик.
У бакинской судостроительной компании Baku Shipyard, основанной в 2012 году, есть система транспортировки судов массой до 18 тысяч тонн, сухой док, а буровая установка, построенная мастерами предприятия, выдерживает штормовой ветер Каспийского моря и может совершать операции на глубине более 3 тысяч метров.
— У нас оснащенная современная верфь, которая позволяет строить одновременно несколько судов различных типажей. Среди наших заказчиков — Нидерланды, Турция, — рассказывает представитель компании.
Единственное, чего нет у бакинских судостроителей для счастья, — заключенных контрактов с Россией.
«Хотят сохранить анонимность»
Последователей у примера открытости Китая и Турции нет. Два зарубежных предприятия решили проявляться максимально осторожно: единственная компания из Кореи действует через представительство, а единственная из Индии ограничится участием в составе делегации.
В составе делегаций ждут еще представителей отраслевиков из Вьетнама, Сингапура, Ирана и ЮАР. Совсем недавно зарегистрировалась делегация еще из 30 компаний из Китая.
— Сейчас время такое неспокойное, многие компании не хотят участвовать открыто со стендами, как Корея. Компании из недружественных стран приедут сюда, будут смотреть, проводить какие-то переговоры, возможно, даже в закрытом ключе, но они хотят сохранить анонимность. Даже китайцы боятся санкций, поэтому немногие из них в открытую выставляются, — поделились с «Фонтанкой» организаторы.
С уверенностью сказать, какие участники и из каких стран в конечном итоге участвовали в выставке, организаторы смогут лишь после ее окончания. И то, если при регистрации они укажут свои верные данные.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/570d1a93980c57deae2e58d042fdd22900cf3f18_1280_853.jpg)