Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Компания работала как финансовая пирамида». Глава ВТБ детально объяснил причины краха ОСК

«Компания работала как финансовая пирамида». Глава ВТБ детально объяснил причины краха ОСК

23 239
Источник:

После того, как в августе 2023 года Владимир Путин передал Объединенную судостроительную компанию в ведение банка ВТБ, началась масштабная ревизия итогов работы прежней команды ОСК во главе с президентом Алексеем Рахмановым и председателем совета директоров Георгием Полтавченко. Сейчас предправления ВТБ Андрей Костин уже не стесняется в выражениях, оценивая плоды трудов предшественников. Максимально жестко он высказался 12 сентября на брифинге в рамках Восточного экономического форума.

О финансовом состоянии ОСК

«Полгода [предусмотрены на финансовый аудит]. Если сможем раньше, будем [делать выводы] раньше.

Дело в том, что там нет нормальной отчетности. Ее теперь нужно проверять по каждому проекту. Мы сейчас стали проверять по отдельным позициям, оказывается, что убытки там в 2 раза больше, чем заявлены были.

Явно, что компания работала как финансовая пирамида последние 10 лет. Они, в общем-то, убыточными были каждый год. Они накапливали, брали деньги взаймы, поэтому на каком-то этапе надо будет разрубить этот узел…

Контракты у них убыточные. Только экспортные контракты прибыльные, но по ним постоянные задержки были, из-за этого претензии, и скандальные ситуации с Индией и с другими [заказчиками].

Поэтому ситуация аховая, она уже очень аховая, но будем как-то сейчас пытаться ее залатать.

Я на встрече с президентом обсуждал, и в правительстве, что, конечно, правительство должно сейчас помочь закрыть эти старые «болячки». А дальше уже мы готовы взять ответственность за новое финансирование, за то, чтобы выправить экономику, чтобы проекты строились только на рыночных условиях — это, кстати, важно.

И, конечно, менеджмент компании, мы считаем, коренным образом надо перестраивать. Сегодня компания представляет по большому счету набор отдельных верфей, которые сами заключают контракты. Такого больше не будет. Мы будем передавать функцию заказчика [в головной офис], контракты будут подписываться через головной офис, а верфи будут производственными площадками. Будет большая реформа системы управления.

Ну и строим мы по старинке, нужна модернизация существующих верфей либо строительство новых, работа огромная предстоит».

О первоочередных шагах в отношении ОСК

«Аудит — раз. Докапитализация — два. Замена системы управления — три. Я думаю, это первоочередные задачи.

И постепенно выработка в ближайшие год–полтора необходимых проектов по модернизации производства, определения, где модернизация будет проводиться, какие предприятия надо модернизировать, что нужно делать, с кем мы это будем делать, с тем, чтобы через два года условно начать уже внедрять новые технологии, может, строить даже новые верфи».

Об инвестициях в модернизацию

«Мы найдем эти деньги.

Я не буду сейчас говорить о сумме. Знаете, опытные люди говорят, что по ОАКу [Объединенная авиастроительная корпорация] считали 5 раз и 5 раз за деньгами приходили. Мы не хотим такого».

О заказчиках

«Минобороны, Росатом — крупнейшие заказчики, с ними надо договариваться, дружить. Надо, чтобы они платили исправно, и надо, чтобы мы работали хорошо. Мы заинтересованы в этом, чтобы контракты выполнялись, вместе работаем сейчас активно. Я уже тоже подключился, по возврату НДС, в частности. Так что есть разные варианты сотрудничества».

О кадровых изменениях

«Я сейчас не готов [анонсировать кадровые перемены]. Но если меняется система, то, наверное, требуются и люди, подходящие под новые функции, поэтому будут изменения.

Задачи там всех обязательно «чистить» — нет такого у нас, мы будем смотреть, надо оценивать работу каждого человека. Сейчас пройдет аудит, мы поймем работу каждого предприятия, какие у них итоги, кто за что отвечал, где есть какие-то объективные причины, где есть необъективные причины, и, исходя из этого, будем смотреть по руководству предприятий.

А что касается самого ОСК, некоторые люди сами, по-моему, хотят уйти, кто-то, конечно, останется, особенно производственная часть».

О гражданском судостроении в рамках ОСК

«Вы понимаете, вот что произошло, допустим, с рыболовством? Государство пришло на помощь в данном случае судостроителям и обязало тех, кто получает квоты [строить суда на российских предприятиях], но, к сожалению, проекты, которые были законтрактованы, убыточные для предприятий ОСК.

И одна из проблем в том, что нельзя делать каждому заказчику индивидуальный заказ. Как никак, если у нас будет 60 судов и каждое из них — индивидуальное строительство, это всё. Серия — два-три судна — всегда убыточная, серия от пяти и выше может быть прибыльной и должна быть прибыльной. Нужно производить определенный тип судна и его дальше уже маркетировать и продавать, только так.

Издержки тоже надо сокращать, эффективность — повышать. В Китае, нам говорят, 30% стоимости судов доплачивает государство, поэтому, конечно, у них продукт более конкурентный. Но мы на мировую арену сейчас и не замахиваемся, а с учетом нынешней ситуации спрос на российское производство внутри страны и без того большой — и сухогрузы, и танкеры — ниша есть. И много заказов на туристические, речные суда. Просто нужно иметь технологии и правильно построить ценовую модель.

Про привлечение прокуратуры

«Я этим заниматься специально не буду, я не кровожадный человек, и у меня нет желания кого-то наказывать. Это дело самих органов. Если будут какие-то уголовные преступления, тогда, конечно, но мы их пока не видим и специально не ищем. Если в рамках аудита будут выявлены какие-то подозрения, криминальные какие-то вещи, то будем обращаться».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
107
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях