Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Какие там частники, на своих денег нет». Как ведомственные музеи Петербурга совершенно зря обиделись на Минкульт

«Какие там частники, на своих денег нет». Как ведомственные музеи Петербурга совершенно зря обиделись на Минкульт

9 477
Музей связи им. Попова
Источник:

Ведомственные музеи, которые являются непрофильными активами для своих учредителей, бьют тревогу. Их убытки из-за коронавируса и оттока посетителей множатся, а государство отказывается выделять им компенсации сверх предусмотренных бюджетом субсидий.

Группа «неучтенных» музеев Петербурга, несмотря на основной ОКВЭД, относящийся к наиболее пострадавшим, осталась без поддержки правительства. В системе финансирования государственных музеев они занимают промежуточное место: не относятся ни к Минкульту, ни к городу. За почти 4 месяца простоя у внесистемных музеев образовались миллионные убытки, которые кажутся неподъемными для небольших бюджетных культурных организаций.

О своем незавидном положении «Фонтанке» рассказали в одном из старейших в Петербурге — Музее связи имени Попова, а также в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ (не путать с Музеем железных дорог России). По словам музейщиков, в такой же ситуации — Музей Арктики и Антарктики. Источник «Фонтанки» в учреждении эту информацию подтвердил, но официально с редакцией там говорить не стали.

По данным системы СПАРК, в Петербурге зарегистрированы 99 организаций, находящихся в собственности госсектора и осуществляющих деятельность музеев (код общероссийского классификатора видов экономической деятельности — 91.02), для 42 из них этот вид деятельности основной, а значит, они точно могут претендовать на меры поддержки в условиях распространения коронавируса.

Среди этих 42 культурных организаций четыре учреждения находятся в ведении структур Минобороны, ведомства, которое, по словам музейщиков, имеет свою обособленную, закрытую систему финансирования. Еще 11 принадлежат Минкультуры, 23 — подведомственны Смольному в лице комитета по культуре, районных администраций или КИО.

Из этого списка выделяется знаменитая Кунсткамера, учредителем которой является Министерство науки и высшего образования РФ. Обособленность музея проявилась еще и в том, что он позже остальных закрылся из-за коронавируса.

Для учредителей оставшихся музеев — Россвязи, Росжелдора, Росгидромета — забота о культурном наследии в традиционном музейном понимании не является профильным занятием. И именно там сейчас нечем компенсировать миллионные убытки из-за коронавируса. У некоторых уже скопились солидные долги по ЖКХ, оплатить которые просто нечем.

Об этой проблеме знают на самом высоком уровне. В апреле глава Эрмитажа и Союза музеев России Михаил Пиотровский обратился к учредителям ведомственных и негосударственных музеев с просьбой поддержать их в нелёгкое время.

В мае правительство за подписью на тот момент и.о. премьер-министра РФ Андрея Белоусова выделило Минкульту, Государственному Эрмитажу и Большому театру из своих резервных средств 3,8 млрд рублей на субсидии «федеральным государственным учреждениям культуры, деятельность которых была полностью или частично приостановлена» из-за коронавируса. Оценить, насколько учреждения нуждаются в компенсации и распределить её должен был Минкульт. При этом в распоряжении не уточняется, что помощь должны получить только подконтрольные министерству учреждения.

Ведомственным музеям ситуация видится так: соседу выделили эти деньги на покрытие квартплаты, а ты остался вне системы.

«Мы же отчетность по своей деятельности сдаем Минкульту, они нас контролируют. Мы же им и городу отчитываемся в том, что закрылись [на время пандемии], — недоумевают представители Музея связи. — Они нам выставляют требования, а когда мы их исполняем, не покрывают это деньгами».

Государственное содержание вне зависимости от пандемии осталось у всех, однако оно у всех разное. У «связистов» — это треть, у «железнодорожников» — две трети от заявленных потребностей, рассказывают они сами. Ведомственные музеи жалуются, что, как правило, у учреждений Минкульта и правительства Петербурга содержание (в виде ежегодной субсидии) больше, чем у них.

Эта выплата рассчитывается по формуле из постановления правительства № 640 о формировании госзадания. Есть параметры его выполнения: количество посетителей в год, количество предметов, которые находятся в музее. По словам директора Музея связи Александра Бурдина, в музее 1,5 млн предметов, включенных в музейный фонд РФ. На содержание каждого из них, будь то «таракашка или танк» (а в случае со связью — марка), должны по нормативу выделяться деньги. В год посмотреть на экспонаты приходят около 56 тыс. человек.

Бюджетное финансирование музеев составляет лишь часть от средств, необходимых им для жизни. Остальное музеи зарабатывают своими силами, но из-за вынужденного закрытия учреждения лишились своих коммерческих источников финансирования — посетителей, экскурсий, коммерческих мероприятий, некоторые — арендаторов.

«Где-то порядка 90 млн рублей в год нам нужно, чтобы музей жил, платил за свет, за газ, зарплату, — объясняет Бурдин. — Мы получаем 31 миллион от государства. Какие у нас обязательные платежи — зарплата. На нее нам нужно 37 млн рублей. И вот у нас вся субсидия идет только на это, и мы еще 6 млн должны заработать, чтобы выплатить только зарплаты».

Подсчитав свои убытки, музей обратился за помощью к Россвязи. Агентство, в свою очередь, направило письмо (есть в распоряжении «Фонтанки») в Министерство финансов с просьбой увеличить субсидию на выполнение госзадания музеем на 10 млн рублей. В ответе на четырех страницах главное финансовое ведомство страны порекомендовало обеспечить работу музея за счет предусмотренной бюджетом субсидии и «остатков средств» на счете учреждения, которые должны появиться при пересмотре и оптимизации расходов.

После этого музей потерял последнюю надежду: всё и так давным-давно оптимизировано. Теоретически, ужаться еще больше возможно, говорит директор, для этого придется сократить хотя бы 30 % персонала (сейчас в штате примерно 63 работника), но тогда музей утратит половину своих функций. Вместо сбора, учета, хранения, изучения и представления экспонатов, он будет только показывать, а потом, возможно, закроется от посетителей только на хранение.

«За четыре месяца простоя мы потеряли большие деньги. В первую очередь мы не выполняем майские указы президента по уровню средней зарплаты по региону (в штате около 57 человек), — беспокоится директор «железнодорожного» музея Владимир Мителенко. — Ни Минкульт, ни Минфин на наши беды не реагируют, несмотря на то, что музеи признаны наиболее пострадавшей частью общества».

Убытки своего учреждения, которое в год посещают более 100 тыс. человек, он оценил примерно в 6 млн рублей, что для небольшого предприятия довольно много.

Убытки же Музея связи, по оценке его представителя, составили около 7 млн рублей. Могли быть больше, но помощь пришла от подведов Россвязи, рассказали в музее. Пожертвованные ими 2,4 млн рублей полностью ушли на коммуналку.

«У Росжелдора нет возможности помочь в этом плане, — сказал корреспонденту «Фонтанки» Мителенко. — А что они могут сказать? Ничего… Они хоть и являются учредителями нашими, но они же просто транзитеры платежей. У них есть строка, по которой они получают всё, что положено нам».

По словам опрошенных музеев, в одной лодке с ними находится Музей Арктики и Антарктики, учредителем которого является Росгидромет. Его директор Мария Дукальская отказалась от комментариев, но источник «Фонтанки» в музее подтвердил — «ситуация ровно такая же».

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях