Собранные в нашей стране иномарки вышли в лидеры рынка, тогда как спрос на привезённые из-за границы легковые автомобили снижается. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC).
Всего за первую половину 2017 года в России было продано 665 тысяч новых «легковушек», рост оценивается в 7%. В рублёвом эквиваленте рынок увеличился на 5%, в долларовом – на 28%. При этом 62% всех продаж составили иномарки отечественной сборки, спрос на которые вырос на 16%, а средняя цена – до 1,2 млн рублей, или 21 тысячи долларов.
«Усилению позиций и конкурентоспособности иномарок российского производства во многом способствовали различные программы господдержки», – поясняют эксперты.
В то же время импорт легковых автомобилей снизился сразу на 18%. Тогда как продажи отечественных марок выросли на 8%, причём спрос на модели Lada Vesta и Lada XRAY увеличился в полтора и почти в два раза соответственно.
По данным исследований, рыночная доля кроссоверов и внедорожников увеличилась до 41%. Этому способствовал выход на рынок ряда успешных моделей (в том числе Hyundai Creta, Lada XRAY и Renault Kaptur), а также повышение до 1,45 млн рублей ценового барьера для получения льготных автокредитов.
Одновременно наблюдается падение продаж среди премиальных производителей автомобилей и повышение спроса на машины бюджетного и среднего уровня.
В PwC отмечают, что несмотря на некоторое оживление авторынка, многие дилеры предпочли снизить количество заказов у производителей во избежание затоваривания складов. «Однако на фоне укрепления рубля и постепенной реализации отложенного спроса возник дефицит наиболее востребованных автомобилей. В перспективе ближайших месяцев следует ожидать роста спроса на автомобили нижнего и среднего ценовых сегментов и, как следствие, роста заказов дилеров для снижения риска недополучения прибыли», – полагает партнер PwC Олег Малышев.
Другие маркетологи иначе оценивают ситуацию на рынке легковых автомобилей. Например, по данным исследований «АльфаСтрахование», наибольший рост продаж в первом полугодии наблюдался в высокой ценовой категории. «Средний сегмент также демонстрирует хорошую динамику, что связано как с ростом покупательской способности россиян, так и с ощущением относительной экономической стабильности. Кроме того, некоторые автовладельцы считают покупку машины удачным способом сберечь деньги от инфляции», – убежден руководитель управления маркетинговых исследований и анализа «АльфаСтрахование» Александр Лильп.
Аналитическое агентство «Автостат» сообщает о 25-процентном росте продаж легких коммерческих автомобилей и 45-процентном – грузовиков. Лидерами остаются отечественные модели (в первую очередь ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ). Эксперты связывают такое развитие с реализацией государственных программ поддержки и оживлением сектора малого и среднего бизнеса. В частности, несмотря на снижение объёма средств, выделяемых на закупку школьных автобусов и карет скорой помощи, в этом году в два раза выросли субсидии на льготный лизинг, а на программу обновления парка колесных средств из казны направлено 17 млрд рублей. Продажам грузовиков также способствует повышение железнодорожных тарифов и увеличение спроса на дальние перевозки, в том числе международные. Кроме того, основными покупателями легких коммерческих автомобилей стали организации, тогда как ранее больше половины парка таких транспортных средств находилось в частных руках (в первую очередь у занятых в оптовой и розничной торговле индивидуальных предпринимателей).