18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
12:57 17.07.2018

Вышили из кризиса

Российские швеи и ткачи ищут путь в гардероб иностранца. Откликаются пока Казахстан и Белоруссия. Петербург готов покорять Европу своими простынями и умением шить робу.

Вышили из кризиса

Светлана Холявчук/Интерпресс

Легкая промышленность Северной столицы стала драйвером индекса промпроизводства в 2017 году. Петростат фиксирует, что с начала года текстиля выпустили больше на 22%, а изделий из кожи на все 44%. У одежды рост скромнее — пять процентов. О возвращении к докризисным показателям речи не идет. А пока представители швейной отрасли думают, как пристроить результат труда своего на европейский рынок, президент Путин назвал имена врагов: контрабанда, контрафакт и низкое качество.

Объявленный правительством курс на импортозамещение развернул российские корпорации в сторону отечественного производителя, и тот смог удовлетворить спрос. Примерно так объясняют в Союзлегкопроме рывок легкой промышленности, которую кризис 2014 года заставил искать дно.

Самый серьезный в этой отрасли налогоплательщик, «БТК Групп» петербургского миллиардера Таймураза Боллоева, не раскрывает промежуточных финансовых показателей, но известно, что весь год он работает по новым контрактам, которых стало больше в 13 раз. Портфель заказов вырос до 675 млн рублей. Холдинг обшивает «Аэрофлот», РЖД, «Газпром газораспределение», «Роснефть», МВД, Следственный комитет. В 2017 году также договорились с фондом «Росконгресс» о поставке униформы для главных форумов страны: Российского инвестиционного, Международного арктического, Петербургского международного и Восточного экономического.

Игроки помельче тоже смогли улучшить свои показатели. Фабрика верхней одежды и спортивной экипировки Stayer нарастила объемы примерно на 15%, рассказала заместитель генерального директора Марина Панарина. «Нам помогает общий тренд к здоровому и активному образу жизни и то, что россияне из-за стремления экономить стали менее зависимыми от иностранных брендов. Они переходят с импортной продукции на нашу, потому что она в 1,5-2 раза дешевле, но не уступает ей в качестве», – комментирует она. Подсобила еще погода, из-за которой верхняя одежда и летом пользовалась спросом.

А вот исполнительный директор компании «Трибуна» говорит, что кризис переварили еще в прошлом году. За первые полгода 2017-го производитель нижнего белья увеличил выпуск на 24%, рассказал Александр Никулин. После обвала рубля продукция подорожала на 35%, а производство не только вернулось к показателям 2014 года, но и превзошло их. Секрет успеха в отсутствии конкурентов. Основной соперник в демократичном сегменте, белорусская «Милавица», вдвое сократил присутствие на рынке, пояснил Никулин. Помогло также появление собственной розницы и интернет-магазина. «Мы видим, что  потребитель стал лучше воспринимать российские бренды, появилась мода на них. Так что тренд к импортозамещению мы на себе ощутили», – комментирует топ-менеджер.

Не так радостно производителю школьной формы Desalu. По словам генерального директора Светланы Тихомировой, за первое полугодие предприятие выпустило на 5% больше одежды. «Но мы так и не смогли вернуться к показателям 2014 года, и вряд ли сможем в этом году, поскольку предпосылок к росту покупательной способности нет», – говорит она.

Зато неплохо идут дела у АО «Кожа», «дочки» корпорации «Ростех». За последние два года ей удалось существенно увеличить объемы и число контрактов. По данным СПАРК, в 2016-м компания получила заказ от Краснодарского протезно-ортопедического предприятия, а в 2017-м – от Мариинского театра и входящего в «Ростех» АО «РТ-Финанс». Уход конкурентов и здесь сыграл свою роль. Как сообщал «Деловой Петербург», одним из направлений АО «Кожа» является выпуск подошв, а во время кризиса их производство свернули воронежское «Шевро», Таганрогский кожевенный завод и казанский «Сафьян».

Но полностью обеспечить одеждой жителей Северной столицы местные предприятия пока не готовы. По экспертным оценкам, петербуржцы тратят на нее около 300 млрд рублей в год. Если не брать в расчет выпускаемую БТК спецодежду, то местная продукция даже с учетом розничной наценки закрывает лишь 5% спроса.

Из-за того, что многие материалы по-прежнему импортируются, снизить себестоимость продукции не получается. «С точки зрения тканей, подходящих для нас, отечественный рынок мертвый», – говорит Александр Никулин. Stayer в России закупает только трикотаж. «Высокотехнологичных мембранных тканей у нас нет, даже база для этого не подготовлена. Лидеры здесь Китай и Турция», – рассказывает Марина Панарина. По словам Светланы Тихомировой, потребитель голосует рублем за турецкую поливискозу, а не российские полушерстяные ткани, производителей которых поддерживает Минпромторг: «Мы уже несколько лет их не закупаем и все не можем распродать остатки».

Производители домашнего текстиля менее зависимы от импорта. Фабрика «Северный текстиль» большую часть постельного белья и полотенец шьет из отечественных материалов. Этому сегменту также помог госзаказ и выход на полки крупных розничных сетей. У компании «Славянский текстиль» районные администрации уже два года подряд закупают сувенирную продукцию. «Невская текстильная компания» на своем сайте сообщает, что стала поставщиком таких гигантов как «Лента», «Магнит», «Окей», «Дикси», «Старт», «Максидом». Сами ретейлеры подтверждают, что российская продукция стала более востребованной. Например, у «Максидома» продажи отечественного текстиля выросли на 40%.

В Смольном подчеркивают, что больший вклад в рост текстильной промышленности внесли такие производители как «Ткач», «Невская мануфактура», «Узор», «Эгида Северо-Запад» и все тот же «БТК Групп», чья фабрика по выпуску смесовых, синтетических тканей и трикотажного полотна хоть и находится в Ростове, но головное предприятие холдинга зарегистрировано в Северной столице.

Пока покупательная способность россиян не растет, производители активно ищут выходы на внешние рынки. По данным ФТС, отечественные компании в первом полугодии 2017 года отправили за рубеж товаров на 484 млн долларов, что на 20% больше прошлогоднего показателя. По оценке ассоциации Союзлегкопром, на предприятия Северной столицы может приходиться от 10 до 20% этого объема. Это коррелирует с данными Северо-Западного таможенного управления, через посты которого за последние полгода было вывезено одежды, текстиля и обуви на 72,4 млн долларов, то есть на 13% больше прошлогоднего. Но эти цифры не отражают полной картины. Петербургские предприятия могут вывозить свои товары через другие регионы. И наоборот, ничто не мешает соседям экспортировать через Северо-Западную таможню.  

По статистике СЗТУ, главным покупателем российских тканей стала Южная Осетия. За первое полугодие она потратила на них 2,5 млн рублей. Заказчиком вполне могло выступить дочернее предприятие «БТК Груп» в Цхинвали. Ключевыми потребителями готовой одежды остаются Казахстан и Белоруссия. Но отечественный производитель ищет путь в Европу. К примеру, из 10 тысяч мужских курток и пальто, отправленных за рубеж, почти половина уехала в Швецию и Исландию. Из 60 тысяч мужских костюмов и брюк почти треть была доставлена в Латвию и Швецию. Женскую верхнюю одежду отправляли в Финляндию, а костюмы, блузки и брюки – в Литву.

В Союзлегкопроме в числе крупнейших петербургских экспортеров, помимо БТК, называют производителя спортивной экипировки RedFox. Получить комментарий от компании на момент публикации не удалось, однако ранее предприятие сообщало, что его товары продаются в Норвегии, Гренландии, Чили, Индии, Англии, Чехии, Киргизии и Казахстане. В 2016 году компания рассчитывала получить от зарубежных поставок 10-15% выручки.

Другие петербургские производители сообщили, что пока лишь экспериментируют с экспортом. Так, «Трибуна» начала поставки в Израиль и Казахстан, а сейчас ведет переговоры с несколькими странами Восточной Европы. «Но в этом году вряд ли они займут более 1% продаж, российский рынок нам более интересен», – говорит Александр Никулин. Систематического экспорта пока нет и у Stayer. «Пока это разовые поставки», – подчеркнула Марина Панарина.

Но главный тормоз отечественного легкопрома уже найден. 24 августа, в ходе визита в Рязань, президент Владимир Путин заявил, что треть ввозимой в Россию одежды — контрафакт и контрабанда. Это обесценивает меры государственной поддержки отечественных производителей. В то же время глава государства призвал снять избыточные барьеры для импорта сырья, признав, что качество российского «зачастую отстает».

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
MarketGid News
СМИ2