Свой юбилей отмечает первый массовый советский автомобиль ГАЗ-М-20. В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода сошла партия первого в стране народного авто. Машина стала революционной моделью не только для СССР.
Разрабатывать первый советский гражданский автомобиль начали в 1943-м, после победы под Сталинградом. Уже через год конструктор Андрей Липгарт показал вождю народов прототип. По слухам, машина Сталину не понравилась, и все же он дал добро на выпуск. На поток ГАЗ-20-М поставили через год после победы на Германией. Всего за 12 лет с конвейера Горьковского завода сошло более 230 тысяч таких автомобилей.
Если до этого в Советском Союзе копировали автомобили США и Германии, то ГАЗ-20-М был почти полностью отечественной разработкой. На «Победу» впервые были установлены поворотники, стоп-сигнал и радиоприемник в салоне. А кузов без выпирающих крыльев и подножек в мировом автопроме и вовсе стал технологическим прорывом.
ГАЗ-20-М единственный в мире автомобиль, на котором испытали ядерное оружие: 29 августа 1949-го 10 новеньких легковушек на Семипалатинском полигоне были уничтожены первой атомной бомбой Советского Союза. За победу научную ученых наградили «Победой» на колесах.
А еще ГАЗ-20-М первым прорубил окно за границу для советского автопрома. В Финляндии с нее началась служба такси, а в Польше точную копию под маркой «Варшава» выпускали почти до 1970-х. В Европе про русскую машину говорили: надежна, как банк, крепка, как сейф, и проста, как велосипед. И даже спустя 70 лет «Победы» продолжают колесить по дорогам.
Источник: «МИР 24»