18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
23:46 15.08.2018

Особое мнение / Елена Киселева

все авторы
05.03.2015 12:23

Без госрегулирования аптекам не обойтись

Владимир Путин высказал идею создать сеть государственных аптек и ввести ежемесячный мониторинг розничных цен на лекарственные препараты. Предложенный президентом путь обладает значимым преимуществом - возвращает аптекам статус медицинского учреждения.

Владимир Путин высказал идею создать сеть государственных аптек и ввести ежемесячный мониторинг розничных цен на лекарственные препараты. Предложенный президентом путь обладает значимым преимуществом – возвращает аптекам статус медицинского учреждения.

Еще со времени своей работы в области фармации я практикую эффективную методику решения любой проблемы, состоящую из 4 этапов. Первая задача – тщательная диагностика проблемы, второй этап – подбор лекарства на основе сделанного анализа, далее – сам процесс терпеливого лечения и, наконец, – профилактика и контроль. Такой способ и в жизни, и в политике работает безотказно.

Следуя данной логике, сейчас как раз все органы власти, поставив диагноз, приступили к поиску наиболее эффективного лекарства. Предложение президента – одно из них.

Ставим диагноз

По данным аналитического агентства по исследованию фармацевтического рынка DSM Group, цены на лекарства только за 2014 год выросли на 12,7% и, как показывает январь, останавливать свой рост они не планируют. Количество обращений ко мне от петербуржцев с жалобами на проблемы с лекарственным обеспечением растет.

В январе я лично объехала аптеки в своем родном Колпинском районе, чтобы своими глазами увидеть происходящее, поговорить с фармацевтами и посетителями аптек. Увиденное не обрадовало. Кроме того, я опросила своих земляков, и результаты тоже оказались неутешительными. Почти 85% колпинцев отметили значительное повышение цены на покупаемые ими препараты.

Почему так получается? Почему фармацевты отказывают льготникам в отсроченном обслуживании? Почему для получения льготного препарата приходится специально ездить в удаленные аптеки? Почему больной должен по несколько дней буквально «ловить» врачей, чтобы собрать все подписи на рецепте? Почему сегодня мы вообще видим пустые витрины?

Контроль со стороны государства ослаблен. Мы не можем проследить за каждой аптекой, которая выставляет на витрины дорогие зарубежные аналоги вместо отечественных, отказывает в приеме лекарств отечественным заводам. Поэтому государство обязано принимать отдельные меры по стабилизации ситуации на фармацевтическом рынке. Тем более, что этот рынок особый, если в критические моменты здесь будет сделана ставка только на обычную саморегуляцию, то может случиться такая же катастрофа и крах рынка, как это произошло в середине 1990-х. Тогда государство ушло из фармации: рухнула вся система государственных закупок в аптеках, было принято решение почти полностью отказаться от госрегулирования, а гигантский скачок доллара с 5 до 30 рублей привел к возникновению так называемого «лекарственного голода».

Что день грядущий?

Конечно, текущий кризис не затрагивает настолько глубокие процессы, как 20 лет назад, и тем не менее, уже сейчас мы видим риски и угрозы, с которыми самостоятельно фармацевтический рынок справиться не может. Ему нужна государственная поддержка. На мой взгляд, сегодня все аптечные сети стоят перед несколькими серьезными вызовами.

Прежде всего, даже в условиях того, что у многих лекарственных препаратов сегодня имеются отечественные аналоги, их основные компоненты в большей степени приобретаются российскими заводами-производителями за рубежом. В результате ослабления рубля их себестоимость существенно повысилась, а вот цены законодательно остались закреплены на прежнем уровне. Со стороны государства, в первую очередь необходимо обеспечить наличие тех лекарственных средств, которые отнесены к перечню жизненно необходимых и важнейших (так называемому ЖНВЛП). Именно их отпускная цена с завода является фиксированной. К данному перечню относятся более 600 лекарственных веществ, и с 1 марта этот список будет обновлен (например, к нему добавятся все более востребованные сегодня кагоцел и амброксол).

Никакой бизнес не будет работать себе в убыток – производить такие препараты и продавать их ниже себестоимости никто не будет, происходит вымывание недорогих и самых востребованных у населения лекарств с рынка. Как производители, так и оптовые и розничные ретейлеры отказываются от продажи ЖНВЛП и переходят на более дорогие аналоги, не входящие в список. Конечно, это порождает угрозу серьезнейшего дефицита.

Во избежание этого Государственной думой уже принят в первом чтении законопроект, с 1 марта повышающий предельно допустимую отпускную цену завода на ЖНВЛП, но только на уровень инфляции. Это непростое решение, но не сделать этого нельзя: мы выбираем либо контролируемое повышение цены, либо полное отсутствие препарата.

Во-вторых, в зоне риска оказываются тяжело больные люди – те, кому для лечения требуются сильнодействующие, психотропные или наркотические препараты, требующие особых условий хранения, защиты и распространения. Ретейлеры и в «мирное время» не спешат брать на себя дополнительные обязательства по продаже подобных лекарственных средств, т.к. заниматься ими высокозатратно. В кризисные моменты, при оптимизации трат, аптеки стремятся первыми снизить эти расходы и отказаться от работы с нерентабельными «сильнодивами».

Третья проблема проистекает из самой специфики рынка лекарственных препаратов. Спрос на них почти всегда стабилен. К сожалению, мы болеем (а в трудные времена – даже чаще), а значит вынуждены покупать необходимые лекарственные препараты. Экономисты называют это явление неэластичным спросом по цене – ситуацией, когда коммерсанты могут повышать цены, будучи уверены, что величина спроса от этого почти не изменится. Во многом именно поэтому необходим комплексный и системный мониторинг цен на лекарственные препараты. Проверяющие органы должны следить не только за формальным непревышением зафиксированной в перечне ЖНВЛП цены, но и за адекватным соотношением себестоимости и итоговой цены на остальные препараты.

Лекарство от цен

Однако только мониторинг проблему решить не может. Необходимо более кардинальное решение, способное создать систему мер, которая будет оказывать на фармацевтический рынок не столько жесткое, сколько стимулирующее, долговременное воздействие. Такой мерой и может стать создание сети государственных аптек.

С одной стороны, такая политика позволит добиться в кризис самого главного – оптимизации расходования бюджетных средств. Формирование единого городского или федерального оптового звена для всей сети государственных аптек приведет к повышению эффективности всей процедуры госзакупки лекарственных препаратов. Во-первых, большие масштабы снизят общую стоимость, а во-вторых, удастся избежать лишнего звена в виде оптовиков – лекарства с завода-производителя смогут сразу попадать к государственным ретейлерам. Все это позволит снизить конечную цену лекарственных препаратов. Кстати, централизация системы базовых закупок оптимизировала бы затраты в наших стационарах, которые сегодня их производят в индивидуальном порядке.

С другой стороны, в условиях дикого рынка в 1990-е гг. аптеки и фармацевты оказались лицом к лицу с жесткими экономическими реалиями. Рынок заставил их выживать, ориентируясь на рентабельность и порой забывая о моральной составляющей профессии фармацевта. К моему глубокому сожалению, сегодня для большинства моих земляков работник аптеки – это такой же продавец, как и в любом другом магазине. Но это ведь не так. У нас осталась прекрасная школа подготовки, которая учит, что фармацевт – это прежде всего медик, ключевая задача которого помочь больному человеку.

Государственная поддержка аптек должна изменить данную ситуацию, ключевым приоритетом должно стать оказание качественной лекарственной помощи населению, а не только рентабельность. Разумеется, это не означает, что работать можно будет спустя рукава, совершенно не заботясь о самоокупаемости и надеясь только на бюджетные средства. Для аптек, получивших поддержку государства, необходимо будет разработать четкую систему оценки качества обслуживания населения. Главное, что нужно сделать – вернуть доверие наших жителей к аптеке как государственному институту, делом доказать, что здесь никогда не будут необоснованно завышать цены или торговать фальсификатами.

У Санкт-Петербурга, на мой взгляд, есть материально-техническая база для реализации государственной поддержки. Нашему городу удалось сохранить сеть аптек и фармацевтическую базу, собственником которых является Петербург. Основная задача сейчас – воспользоваться этим преимуществом и поддержать (в том числе и финансово) решение тех проблем, которые волнуют петербуржцев.

Главное требование – предоставление государственных средств или льгот должно быть только под решение конкретных, адресных задач, оцениваемых по конкретным количественным индикаторам. Например, возможно выделение субсидий на расширение самой аптечной сети, открытие новых точек в районах новостроек, на окраинах, в «спальниках», для того, чтобы и аптека, и фармацевт, и государство были намного ближе к людям, помогали и поддерживали в борьбе с болезнью. Приведу в пример свой Колпинский район. Раньше в каждом поселке было по госаптеке, в том числе работающих со льготниками. Сегодня эти аптеки ушли из поселков, причина – это невыгодно. В результате нашим пенсионерам приходится ездить в Колпино или другие районы. Не сомневаюсь, что возвращение госаптек порадовало бы жителей.

Кроме того, в сложной экономической ситуации особенно необходимы субсидии на покрытие расходов тех аптек, которые берут на себя обязанность обслуживания, хранения и распространения сильнодействующих, психотропных и наркотических препаратов. Поможет государственная поддержка и в сохранении на рынке дешевого сегмента лекарственных препаратов.

Таким образом, наша «диагностика» подтвердила: поддержка аптек,  решающих государственные задачи, является одним из эффективных «лекарств» для решения целого комплекса существующих проблем на фармацевтическом рынке. Санкт-Петербург, сохранивший государственные аптеки, развивающий фармацевтический кластер и имеющий научный фармацевтический потенциал, сможет стать точкой роста, локомотивом развития данной инициативы в масштабах всей страны.  

Елена Киселева, депутат ЗакСа

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.