Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

12:16 18.10.2019

Страховка от туризма

С тех пор как турфирма «Нева» объявила о приостановке деятельности, её клиенты стали искать, кто именно вернёт им потраченные средства. Глава турфирмы отправляет людей в страховую компанию, но офис «Восхождения» прекращает работу больше чем на сутки. Более того, Роспотребнадзор советует туристам не медлить и обращаться в суд. На какие грабли вновь наступает туристическая отрасль, выясняла «Фонтанка».

Страховка от туризма

Михаил Спицын, "ДП"

С тех пор как турфирма «Нева» объявила о приостановке деятельности, её клиенты стали искать, кто именно вернёт им потраченные средства. Глава турфирмы отправляет людей в страховую компанию, но офис «Восхождения» прекращает работу больше чем на сутки. Более того, Роспотребнадзор советует туристам не медлить и обращаться в суд. На какие грабли вновь наступает туристическая отрасль, выясняла «Фонтанка».

«О страховой компании «Восхождение» я не слышал никогда. Но поскольку они до этого момента, видимо, выполняли свои обязательства, а сведения о «Неве» были внесены в единый реестр туроператоров, вопросов особо не было. Та же «Нева» оплатила взнос в ассоциацию «Турпомощь», даже состояла в их наблюдательном совете. Я помню, эта фирма до последнего участвовала в благотворительной программе «Весь мир – в подарок детям Санкт-Петербурга». Я вам скажу, что это вышло неожиданно для нас», — отметил  пресс-секретарь СЗРО Российского союза туриндустрии Павел Румянцев в разговоре в «Фонтанкой».

О том, что уставный капитал компании «Восхождение» в три раза меньше, чем сумма, на которую застрахованы клиенты «Невы», в пресс-службе Ростуризма сообщили после объявления турфирмы о приостановке деятельности. Надо сказать, что такое случается не в первый раз — клиентам, например, печально известной «Ланта-тур» «Ингосстрах» выплатил 100 миллионов рублей, на тот момент максимально возможные по закону, хотя сумма претензий превышала 192 миллиона.

«Я от вас впервые услышал об этой разнице в три раза. Если это так, то это же прямое нарушение всех норм и правил! Конечно, это не официальная позиция, а мнение, но где гарантия, что «Восхождение» не было подготовлено к банкротству «Невы»? Ведь почему тот же «СОГАЗ» перестал работать со столь уважаемым туроператором в начале этого года?» — интересуется Михаил Попов, исполнительный директор НП содействия развитию турагентской деятельности «ТурАгент».


На деле «СОГАЗ» ещё в феврале проинформировал «Неву» о намерении расторгнуть договор. Причиной назвали выход с рынка страхования ответственности туроператоров, о чём сообщили «Фонтанке» в пресс-службе компании «СОГАЗ».

Впрочем, по информации "Фонтанки", уставной капитал "Восхождения" был увеличен 10-го июля этого года – неделю назад – со 150 миллионов рублей до 500 миллионов. Так что, возможно, страховая компания была готова к развитию событий с "Невой".

Как известно, после ряда банкротств в 2012 году народные избранники приняли поправки к закону «О туризме». Так, вместо устаревшего предела финансового обеспечения в 100 миллионов рублей появилась норма, которая должна быть не менее 12 процентов объёма денежных средств. Этим пунктом статьи ФЗ стали руководствоваться турфирмы, чей годовой оборот как минимум равен 250 миллионам.

Другое дело, что допустимый максимум не связан напрямую с бюджетом страховой компании. «Если страховщик использует перестрахование риска, то лимит по договору может значительно превышать собственные средства компании», — уверена Галина Гуляева, директор  центра страхования ответственности СК «Альянс». Тем не менее, пока известно лишь об одном партнёре «Невы» такого характера — то есть второй страховой компании, которая в столь сложный момент возместила бы ущерб «Восхождению», попросту нет.

Так и вышло, что «Нева» с оборотом примерно в 3,7 млрд рублей застраховалась на 454 миллиона 200 тысяч рублей. Любопытна растиражированная информация о том, что руководство «Восхождения», безусловно, знакомое с этой цифрой, обладает уставным капиталом лишь в 156 миллионов, если верить данным Банка России. «Тот факт, что «Нева» выбрала маленькую страховую компанию, которая недавно на рынке, уже заставляет насторожиться», — замечает директор «Азбуки путешествий» Алексей Виноградов.

Объединение операторов «Турпомощь», призванное спасать отечественных туристов и собравшее для этого внушительный ресурс, не поможет «Восхождению» со страховыми выплатами — в ассоциации сконцентрируются на эвакуации клиентов «Невы» из-за рубежа. «Единственный фонд, из которого может выплачиваться страховое возмещение, – это страховые резервы ЗАО СК «Восхождение» или собственные средства туроператора», — подчёркивают во Всероссийском союзе страховщиков.

Очевидно, туроператоры до сих пор не беспокоятся о том, что сумма собственных обязательств может оказаться куда больше возможностей страховой компании — партнёра. Это, например, подтверждает генеральный директор «Даймонд Турс» Светлана Прокопьева. Глава туроператора с размером финансового обеспечения в 30 миллионов рублей работает с «Либерти Страхование». «Они наши партнёры уже четыре года. Никаких прецедентов не было, поэтому об обращении в другие компании не задумывались», — говорит Прокопьева.


Между тем страховые агенты сходятся во мнении, что риск страхования на этом рынке сегодня довольно высок. Несмотря на это, туроператорам с положительной репутацией отказывать не будет никто.

Занятно, что страховщики советуют беспокоиться о финансовом обеспечении даже не турфирмам,  а самим клиентам. «При покупке тура необходимо узнать, застрахованы ли риски оператора, на какую сумму, когда истекает действие договора. Как показали последние события, и это не является гарантом, что все деньги будут возвращены, но все-таки весомый аргумент в случае несостоятельности оператора», — полагает Денис Зенка, заместитель директора департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахование».

Не секрет, что с «Невой» сотрудничали турагентства по всей стране, а им тоже предстоит поучаствовать в разрешении сложной ситуации. Впрочем, всё зависит от добросовестности конкретного агентства: юридически они не несут никакой ответственности.

В объединении «ТурАгент» напоминают, что нормы, благодаря которым их рынок был аккредитован, отменили в том же 2012 году. «Все российские туристические агентства сейчас работают без какого-либо регламента», — подчёркивает Михаил Попов.

Возникает вопрос, почему бы клиенту не обращаться напрямую к оператору. Во-первых, разница между агентами и операторами обычному человеку не всегда очевидна. Кроме того, без посредников работает минимальное число компаний, придумывающих людям отпуск. «Агентства — это обширная география офисов, профессиональных менеджеров», — поясняет заместитель гендиректора «Солвэкс-Турне» Татьяна Топунова.

Как известно, за подбор и бронирование тура агент и оператор несут ответственность вместе. Уже на время поездки клиент остаётся один на один с туроператором, что следует из закона о туризме. Фактически выяснять какие-либо вопросы операторы предпочитают не напрямую, а посредством агентства. Из-за того, что и те, и те кивают друг на друга, туристы, в свою очередь, рискуют так и не получить помощь.

«Обязательства турагентств, например, в случае «Невы» были выполнены. Я считаю, что подавать в суд на них было бы некорректно», — говорит Михаил Попов, исполнительный директор НП «ТурАгент». Он, в частности, не сомневается, что возмещать средства клиентам должен непосредственно туроператор. Ситуацию, в которой люди обращаются в Роспотребнадзор, Попов считает неправильной. Логика в этом есть, поскольку федеральная служба уже сегодня советует людям обращаться в суд, который ещё не решил признать «Неву» банкротом.

С другой стороны, на сайте негосударственного реестра турфирм отдыхающим рекомендуют в случае чего связываться с агентством. Это в редакции сайта объясняют влиянием на туроператора, которое у посредника куда больше, нежели у отдельного туриста. В законе кое-что по-иному — агент должен рассказать клиенту «о порядке обращения в объединение туроператоров», если вдруг потребуется экстренная помощь.

Вот и получается, что не каждый, у кого нет времени или желания готовить отпуск самому, потом с ходу разберётся, кто должен нести ответственность за неурядицы на его отдыхе. Тем не менее, уже сейчас можно констатировать, что больной вопрос возмещения потраченных денег заинтересованные лица опять решают не до, а после.

Сергей Звезда, Анна Ржевкина
для «Фонтанки.ру»


© Фонтанка.Ру

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор