Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

14:28 18.10.2019

Топливный рынок охвачен дефицитом бензина

Бензин на оптовом рынке России подорожал за месяц на 2,5 тыс. рублей за тонну, и цены продолжают расти. Причины — рост потребления, профилактика НПЗ и участившиеся пожары на заводах. Владельцы АЗС в Петербурге и Ленобласти говорят о дефиците топлива и склонны объяснять его несовершенством работы Минэнерго, которое регулирует этот рынок. Если ситуация не изменится, вслед за оптовыми ценами начнут расти и розничные.

Топливный рынок охвачен дефицитом бензина

Романе Киташов, "ДП"

Бензин на оптовом рынке России подорожал за месяц на 2,5 тыс. рублей за тонну, и цены продолжают расти. Причины — рост потребления, профилактика НПЗ и участившиеся пожары на заводах. Владельцы АЗС в Петербурге и Ленобласти говорят о дефиците топлива и склонны объяснять его несовершенством работы Минэнерго, которое регулирует этот рынок. Если ситуация не изменится, вслед за оптовыми ценами начнут расти и розничные.

Стоимость бензина на российском оптовом рынке за месяц выросла в среднем на 2,5 тысячи рублей за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. По некоторым видам топлива рост составил почти 10%, или 3 рубля за литр. Так, с 15 июня по 15 июля 2014 года средняя стоимость бензина Аи-92 выросла с 34,9 тыс. до 37,7 тыс. рублей за тонну, Аи-95 — с 37 тыс. до 39,5 тыс. рублей.

В связи с небольшими объемами продажи бензина Аи-98 индекс этого товара отсутствует (с начала года на бирже его продали 35,8 тыс. тонн, в то время как 92-го бензина — 2,2 млн тонн). Но как сообщили «Фонтанке» на бирже, на Северо-Западе средняя стоимость 98-го бензина с 16 июня по 11 июля также выросла – с 39,5 тыс. до 42 тыс. рублей.

Участники оптового рынка объясняют рост цен несколькими причинами. Во-первых, летом традиционно растет потребление бензина. Во-вторых, в этот период нефтеперерабатывающие заводы часто закрываются на профилактический ремонт. В-третьих, 15 июня произошел пожар на Ачинском НПЗ в Красноярском крае, принадлежащем компании «Роснефть», в результате чего образовался дефицит нефтепродуктов, который не способны были предотвратить запасы топлива на российских НПЗ, уровень которых упал ниже критичной отметки в 1,4 млн тонн.


Как сообщил «Фонтанке» президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, помимо указанных причин есть еще одна. Ежегодно растет количество автомобилей (год назад в Петербурге их было поставлено на учет около 1,5 млн штук), а запас бензина на российских НПЗ, который, согласно требованиям Минэнерго, должен составлять не менее 1,4 млн тонн, уже многие годы не повышался. Кроме того, ведомство после аварии на Ачинском НПЗ докладывало о сохранении этого запаса и отсутствии дефицита, но, несмотря на это, почти все участники биржевой торговли и оптового рынка убеждены, что запас существует только на бумаге из-за высоких затрат на хранение нефтепродуктов и в связи с отсутствием свободных мощностей резервуарного парка НПЗ.

«Такая ситуация на оптовом рынке возникает второе лето подряд. Если в прошлом году она достигла апогея в августе, то в этом году все предпосылки прослеживались еще в июне. Розничные сети АЗС, безусловно, служат демпфером между оптовыми ценами и автомобилистами, уменьшая маржу и растягивая влияние скачков цен на бирже во времени на 3 – 4 недели. Однако Минэнерго мы бы настоятельно рекомендовали обратить внимание на проблему именно оптового, а не розничного рынка, как и на качество анализируемой им информации. Не вижу смысла прятать голову в песок, когда проблема очевидна», — считает Олег Ашихмин, который также является вице-президентом Российского топливного союза.

Петербургские трейдеры покупают бензин в основном у «Сургутнефтегаза» (Киришский НПЗ), «Газпрома» (Ярославский НПЗ), «Роснефти» (Ачинский НПЗ) и «ЛУКойла» (имеет группу заводов). Среди основных потребителей в Петербурге и Ленобласти — «Несте», «Шелл», ПТК, «Фаэтон», «Линос» и другие. А также дочерние фирмы компаний – владельцев НПЗ, у каждой из которых здесь тоже сети автозаправочных станций.

В одной из компаний, которая покупает бензин и продает его на АЗС, также считают, что причиной роста цен является не вполне положительная работа чиновников Минэнерго. «Каждое лето эта ситуация повторяется из года в год. Государство говорит, что надо создавать запасы нефтепродуктов, чтобы нивелировать всплески цен при дефиците. Об этом говорится многие годы, но ничего не делается. Каждой весной все участники рынка знают, что их ждут летние грабли. И каждым летом торжественно на них наступают», — считает собеседник «Фонтанки».

Кроме того, в нефтегазовых компаниях нет ясной программы действий по наращиванию остатков топлива и увеличению предложения на рынке, считают некоторые участники рынка. Плюс, несмотря на рост потребления бензина в России, его экспорт за первую половину 2014 года вырос на 10 – 12%. Наконец, пожары на НПЗ в последнее время почему-то происходят все чаще, что усугубляет проблему. В феврале произошел пожар на Рязанском НПЗ, в марте — на «Нижнекамскнефтехиме», теперь — на Ачинском НПЗ.

«Сегодня, 16 июля, Нефтяной клуб Санкт-Петербурга проводит экстренное совещание по вопросу роста оптовых цен», — сообщил Олег Ашихмин.

В Минэнерго вечером 15 июля комментарий получить не удалось. «Фонтанка» направила в ведомство запрос.


Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор