Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

По Петербургу вновь поедет конка

334
ПоделитьсяПоделиться

По улицам Петербурга может вновь поехать конка - трамвайный вагон, который тащит пара лошадей. Именно так в конце августа Горэлектротранс планирует отпраздновать 150-летие этого вида городского транспорта. «Фонтанка» понаблюдала за экспериментальным рейсом, который состоялся 8 августа в бывшем трампарке на улице Говорова.

Сергей Михайличенко

Горэлектротранс провел пробный заезд "бабушки" петербургского трамвая – конки. Это уже вторая в 2013 году попытка вывести ее на городскую улицу. Конку хотели запустить еще 19 мая, во время шестой Ночи музеев. Но лошади не согласились тянуть трамвайный вагончик. Как предполагают в Горэлектротрансе, это случилось потому, что коней не совсем правильно запрягли. Другая версия – конка оказалась слишком тяжелой для современных петербургских скакунов.

Начало истории петербургского трамвая было положено в 1860 году, когда инженер Домантович построил первую конно-железную дорогу в городе на Неве. Три года подряд по ней перевозили только грузы, но в 1863 году появились первые пассажирские линии - от нынешней площади Восстания по Невскому проспекту на стрелку Васильевского острова, от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, по 6-й линии и от Никольской площади по Садовой улице на Невский проспект. Кольцевых станций не было. В конце маршрута лошадей просто перепрягали с другого конца вагона, и конка следовала в обратном направлении. Конка прослужила Петербургу до 1917 года, после чего уступила позиции паровому трамваю.

Музей городского электротранспорта СПб ГУП «Горэлектротранс» придумал отметить 150-летие конки проездом копии старинного трамвайного вагона, запряженного парой лошадей, по Кронверкскому проспекту. На этот раз, памятуя о майской неудаче, было решено сначала провести эксперимент. Он прошел 8 августа на территории бывшего трамвайного парка №8 на улице Маршала Говорова.

Как рассказал "Фонтанке" директор музея Кирилл Нюквист, сложнее всего оказалось найти подходящих лошадей. «Тяжеловозов сегодня в Петербурге не найти, их перестали разводить, так как потребность в сильных конях отпала, - говорит Кирилл Нюквист. – Сегодня нужны красивые или быстрые». В результате для конки отыскали Буяна и Нику, «сотрудников» ЗАО «Валкит». «Они возят экскурсионные кареты, привычны к городским условиям, автомобилям и асфальту, - говорит прибывшая к месту эксперимента на запряженной конями карете экскурсовод Елена Семенова. – Их выбрали, потому что они сильны, трудолюбивы и от них не ждут неприятных сюрпризов. Ленивая лошадь может отказаться везти конку даже не потому, что ей тяжело, а просто потому, что не хочется».

Буян и Ника – кони беспородные, но среди их предков тяжеловозы были. Животные с виду вполне миролюбивы, но на каждом висит табличка «Не трогать! Не кормить! Не подходить!». Надпись продублирована по-английски. «Кони работают в городе, их все время норовят пожалеть-погладить, чем-то угостить, - говорит Елена. – Без табличек просто затискают». Кстати, асфальтовое покрытие, по словам Елены, правильно подкованные лошади переносят нормально, ноги не разбивают.

Задача перед Буяном и Никой стоит нешуточная: вагончик конки весит четыре тонны, а с пассажирами – все пять. В XIX веке с конкой всегда управлялась пара лошадей, но на сложных участках, идущих в горку, пристегивали третью. Героям эксперимента не положены ни дублеры, ни помощники. «Везти вагончик по рельсам легче, чем по мостовой, сопротивление меньше, - говорит Кирилл Нюквист. – Поэтому и была придумана рельсовая дорога». Вагончик для эксперимента – копия исторической конки, но не совсем точная. В прошлой жизни он был грузовой платформой второй серии, родом из 1930-х годов. «Существовало четыре вида вагонов для конки: длинные, на 8 окошек, и короткие – на 6, - говорит Кирилл Нюквист. – Каждый мог быть с «империалом» или без «империала».

«Империалом» назывались места на крыше вагончика. Билеты на «империал» стоили дешевле, потому что наверху пассажиры не были защищены от превратностей петербургского климата, а забираться и спускаться было неудобно. Конструкция лесенки была настолько непродуманная, что публика с «империала» иной раз наступала на головы респектабельных господ, выходящих из вагона. Но у тех, кто ехал внизу, нашлись свои маленькие радости. На какое-то время женщинам даже запретили ездить на «империале», чтобы пассажирам, дежурящим под лесенкой, не открывались пикантные виды. Но довольно скоро власти одумались, и на «империал» вернулось равноправие полов. «Наверное, нравы стали свободнее», - предполагает директор музея.

Экспериментальная конка «империала» не имеет. Определить, что это новодел, довольно просто: слишком много деталей вагончика сделано из металла. Историческая конка была преимущественно деревянной. Впрочем, это не слишком уменьшало ее вес.

Между тем Елена уже запрягла Буяна и Нику в конку. Упряжь, кстати, стандартная, какую используют для экскурсионных карет. Конке, как и карете, требуется кучер. Интересно, что лошадей, везущих конку, разрешалось лишь слегка трогать поводьями, кнутом их не погоняли. «Таких лошадей берегли, - говорит Нюквист. – Животные работали на конке год-два, после чего их отправляли «в отпуск» на пастбища, а потом переводили на другую работу. Самым тяжелым для конки стал 1881 год, когда на целое лето пришлось всего 3 солнечных дня. От дефицита солнца кони болели, многие даже погибали».

Скрипя колесами, «экспериментальная» конка трогается с места и потихоньку набирает скорость. Самый трудный момент позади, в этом деле главное – разогнаться. Дальше вагончик поедет по рельсам без больших усилий. Скорость конки никогда не превышала 7 км/ч, пассажирам можно было запрыгивать в этот транспорт прямо на ходу. «Конка-конка, догони цыпленка», - язвили любители быстрой езды.

Когда увлекаемая Буяном и Никой конка скрывается за поворотом бывшего трамвайного парка, становится ясно – эксперимент удался. На Кронверкском проспекте вагончик может появиться 25 августа. Предполагается, что пассажирами конки станут дети сотрудников Горэлектротранса. Перетруждать лошадей не станут: "прабабушка" петербургского трамвая сделает максимум 3 - 4 рейса от станции метро «Горьковская» до Ленинградского зоопарка и обратно.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close