Конституционному суду предстоит установить, должны ли платить за порочащие комментарии на форумах и в социальных сетях владельцы этих ресурсов или пользователи. Соответствующий вопрос перед КС поставил бывший чиновник городской администрации Сургута Евгений Крылов.
Как следует из материалов дела, в октябре 2009 года Крылов попал в поле зрения местных медиаресурсов. Госслужащий, отдыхая в развлекательном центре, «проигнорировал счет за еду и выпивку, а после вступил потасовку с охраной и оказал сопротивление прибывшим по тревоге сотрудникам милиции», сообщали журналисты. Материалы о неоднозначном поведении слуги народа быстро утекли в Сеть и подверглись обсуждению на сургутском городском форуме. Анонимные пользователи, как отмечает заявитель в своей жалобе, допускали «оскорбительные выражения, аморальные и недопустимые в демократическом обществе».
В июне 2010 года Сургутский городской суд признал распространенные в Сети сведения о Крылове ложными, порочащими честь и достоинство мужчины. После этого экс-чиновник (как и водится, Крылов оказался уволенным из администрации за несколько недель до инцидента в развлекательном комплексе) обратился с иском ОАО «Уралсвязьинформ» – компании - владельцу ресурса, требуя удалить сомнительную информацию и возместить причиненный моральный вред. Однако служители Фемиды эти требования не удовлетворили, полагая, что отвечать по ним должны анонимные авторы оскорбительных комментариев, а не администрация форума.
Вышестоящие судебные инстанции оставили это решение в силе. Служители Фемиды руководствовались статьей 152 Гражданского кодекса «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Исходя из ее содержания, понятно, что россиянин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Однако неясно, кто конкретно вынужден нести ответственность за размещение такой информации. Не определено в законе однозначно и то, должна ли такая информация удаляться.
Евгений Крылов считает подобное положение дел не соответствующим Конституции. «Опровержение явно оскорбительных выражений видится бессмысленным, если понятие “опровержение” подразумевает только размещение новых сведений, опровергающих старые, и не включало бы в себя возможность удаления сведений», – считает заявитель, предлагая признать неконституционной положения статьи 152 Гражданского кодекса.
Сегодня во время заседания КС будут заслушаны позиции стороны, принявшей и подписавшей оспариваемый закон, запланировано также выступление представителя Министерства связи и массовых коммуникаций. Решение по делу будет вынесено в течение нескольких недель и оглашено публично.