Собственники квартир в изымаемых государством домах вправе требовать выкупа их имущества, а принудительное переселение в другое жилье нарушает их конституционные права. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Спор разгорелся из-за попытки чиновников выселить семью Сокол из принадлежащей им квартиры. Дом, в котором проживала семья, был признан аварийным, а земельный участок под ним муниципальные власти решили изъять для государственных нужд. Жильцам, в том числе владельцам квартир, были предложены альтернативные благоустроенные жилые помещения большей площадью.
Однако от такого переезда супруги Сокол отказались. Они не отрицали необходимость выселения, но указывали на несоразмерность обмена. Ведь их «старая» двухкомнатная квартира находилась в центре города, тогда как взамен власти предложили однокомнатную в доме на окраине. Вместо альтернативного жилья владельцы жилья требовали выкупить их имущество.
Но две судебные инстанции удовлетворили иск чиновников о принудительном заключении договора мены. По мнению служителей Фемиды, переселение в другую квартиру не нарушает прав собственности, поскольку владельцам предоставляется большее по общей площади благоустроенное жилое помещение.
К иному выводу пришел Верховный суд России, рассмотревший дело в порядке надзора. Ведь Конституцией России установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Законодательством также предусмотрено, что в случае изъятия участка для государственных нужд, в том числе в целях расселения аварийного жилья, должен производиться именно выкуп имущества. Другое жилое помещение может предоставляться только по соглашению с собственником, причем с зачетом его стоимости в выкупную цену старой квартиры.
Принятые против супругов Сокол решения были отменены, а дело возвращено в первую инстанцию.
«Суду следует учесть изложенное и рассмотреть дело в строгом соответствии с нормами права», – напомнила коллегия Верховного суда России.