В Музее истории Санкт-Петербурга до 26 февраля работает выставка в честь 140-летия со дня рождения архитектора Ивана Фомина. На нескольких десятках графических листов - целый город, утопический Петроград-Ленинград, спроектированный архитектором в 1910-е — 1920-е годы. Часть из проектов, представленных в выставочном зале в Петропавловской крепости ни в каком другом месте не увидишь: ни в одной, даже раритетной, советской монографии Фомина их нет.
Разумеется, хотелось бы видеть ко дню рождения Ивана Фомина что-то более грандиозное. В конце концов, это знаковый архитектор для своего времени, визитная карточка одновременно и Петербурга начала прошлого века, и советской архитектуры 30-х. С другой стороны, и на том спасибо. В петербургских музеях архитектуре уделяют так мало внимания, что радуешься всякому подобному вернисажу, и немногочисленные скромные по масштабу выставки, устраиваемые Музеем истории города, кажутся настоящим подвижничеством организаторов.
Фомин-старший (его сын, Игорь, - тоже архитектор) пережил три смены стилей – одну в процессе поисков себя и еще две – подчиняясь установкам государства. Начав с модерна, он быстро понял, что это «не его» и стал приверженцем неоклассики, со всем ее имперским пафосом. Приверженцем убежденным, искренним и любящим. «Поэзия прошлого! Отзвук вдохновенных минут старых мастеров! Не всем понятное тонкое чувство грусти по былой ушедшей красоте, которое подчас сменяется невольным восторгом перед грандиозными, египетскими по силе памятниками архитектуры, соединившими в себе мощь с деликатностью благородных, истинно аристократических форм. Уже многоэтажные дома в каком-то странном стиле – творения измельчавшей породы людей и их бездарных художников – сменяют эти удивительные постройки Екатерины II и Александра I. Их осталось уже так мало. Тем ценнее они. Тем больше люблю я их… Эти огромные пустынные дворы перед фасадами домов-дворцов... Или эта тяжелая мощная колоннада; эти строгие формы строгого стиля - холодные, прекрасные!” - пишет он в статье «Московский классицизм» в журнале «Мир Искусства» в 1904-м году.
В годы революции, попав, как и многие, в авангардную волну, он не просто подстроился под существующие тенденции, а придумал, как бы сейчас сказали, ноу-хау — «пролетарскую классику», она же «красная дорика». Грубо говоря, приспособил колоннады к каркасным конструкциями с большими остекленными поверхностями. Яркий пример подобного синтеза – Дом «Динамо» в Москве.
В 1930-е годы, во время насильственного перехода к тоталитарному репрезентативному стилю, Фомин возвращается к неоклассическим формам, добавив к ним свойственной времени брутальности.
Тем, кто плохо себе представляет, кто такой Иван Фомин, на выставке у дальней стены на экране обычного домашнего телевизора показывают ролик, благодаря которому минут за 5-7 можно увидеть главные постройки архитектора. Никаких комментариев и пояснений, только серии фотографий с подписями под ненавязчивую музыку. Ничего захватывающего, но в качестве краткого образовательного курса лучшего, в общем, и не нужно.
Выставка посвящена работе архитектора до переезда в Москву в 1929-м году. В Петропавловской крепости собраны как реализованные, так и нереализованные проекты мастера.
В принципе, эта графика имеет некую художественную ценность и сама по себе, даже если не разбираться, что именно на листах изображено. То есть, можно просто посмотреть картинки, запомнить понравившуюся больше всего и уйти. Но все-таки лучше разобраться.
В Петербурге от Фомина сегодня остался заметный след — это дом Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойки, 23 (между Мошковым переулком и Зимней канавкой); портик здания на Большой Морской, 16; два доходных дома в переулке Каховского, фонари-обелиски на Чернышевском мосту. Тем не менее, спроектированного Иваном Фоминым и не построенного в нашем городе гораздо больше, и, как это часто бывает, оно гораздо интереснее. Градостроительные проекты Фомина по масштабам сравнимы с архитектурной утопией знаменитого француза Николя Леду. Здесь и большие неоклассические ансамбли с площадями и колоннадами, и типовые дома, и уличные павильоны.
«Новый Петербург» на острове Голодай, Марсово поле, Тучков буян, продолжение Большого проспекта на Васильевском острове до Менделеевской линии, планы застройки участков в новых районах — по всем этим задумкам видно, что город мог бы приобрести второго Росси. И даже чуть больше, чем Росси — Фомин, как настоящий утопист, не забывает о мелочах, и, наряду с огромными, имперскими по размаху ансамблями делает проекты, например, двухкомнатных квартир (по дореволюционной привычке разделяя кухню и столовую), обрамленных капителями торговых киосков для сада Трудящихся (ныне - Александровский сад).
Кроме собственно графики, на экспозиции собраны афиши предыдущих выставок, посвященных Фомину, фотографии архитектора, основные книги о нем. Последние, кстати, можно не только разглядывать на выставочной витрине, но и попробовать найти в одном из букинистических магазинов города.
В целом же надо сказать, что юбилейная выставка Ивана Фомина в Петропавловке рассчитана если не на подготовленного, то, во всяком случае, на любознательного зрителя — перед тем, как произвести впечатление, она требует долгого и внимательного разглядывания своих экспонатов. Зато усилия окупятся с лихвой. В конце концов, у вас появится альтернативный взгляд на давно известные места Петербурга, представления о фантомном городе, который, по крайней мере в эстетическом отношении, впечатлял куда более существующего.
Мария Элькина, «Фонтанка.ру»