До сих пор, приезжая на техосмотр, вам не приходилось подписывать никаких документов, кроме квитанции или диагностической карты, если ваша машина по какой-то причине техосмотр не прошла. Никаких договоров с вами на диагностику не заключали. Теперь придется.
Сегодня "Российская газета" публикует приказ министерства экономического развития о типовой форме договора на технический осмотр.
В этом договоре указана, в том числе, и ответственность сторон. В частности, если не выявлено неисправностей или они не были занесены в диагностическую карту, то оператор техосмотра должен возместить в полном объеме вред жизни, здоровью и имуществу автовладельца и другим пострадавшим, когда авария произошла по причине неисправности.
Впрочем, есть в договоре и неприятные пункты, отмечает издание. Например, о том, что если машина за один раз не прошла техосмотр, то в следующий визит придется оплатить услуги по диагностике. Но только тех недостатков, которые были выявлены при предыдущем визите.
А если вы обратитесь в другой пункт техосмотра, то оплатить придется полностью всю услугу. До сих пор в течение 20 дней вы не обязаны были платить за повторный осмотр.
"В этом документе публично прописаны обязанности двух сторон, - говорит заместитель директора департамента минэкономразвития Евгений Ковтун. - Функция уходит от госорганов, и поэтому требуется на законодательном уровне установить правила игры, которые известны всем. Этот договор должен висеть в каждом пункте техосмотра."
В договоре фигурируют еще два документа, которые не установлены законодательством. Это дополнительное соглашение и акт выполненных работ.
Евгений Ковтун поясняет их так: "Дополнительное соглашение заключается, когда вы повторно проходите техосмотр. Или вы юридическое лицо, у которого огромный парк машин. В этом случае в нем оговаривается срок проверки, цена и прочие тонкости. Большие компании обладают парками в несколько тысяч машин. Именно поэтому в типовом договоре заложена возможность дополнительных соглашений. А актом выполненных работ может стать диагностическая карта".
Как отмечает издание, наверняка не все станут заключать договор. Водителям жалко будет терять время на оформление бумажек, операторам тоже. Тогда квитанция об оплате услуг будет являться такой подписью договора. А вот в суде в случае конфликта будет рассматриваться именно этот договор.
К слову, частные автосервисы будут устанавливать плату за техосмотр автомобилей по специальной методике. Соответствующие формулы на прошлой неделе утвердила своим приказом Федеральная служба по тарифам.
Как отмечает "РГ", сегодня за прохождение техосмотра в ГИБДД автовладелец уплачивает госпошлину - 300 рублей. Частные техцентры, которые возьмут на себя эту функцию с нового года, установят за эту услугу свои, коммерческие расценки. Чтобы они не были завышены, Федеральная служба по тарифам разработала специальные формулы расчета этих цен.
Документ устанавливает, что предельный размер платы за проведение техосмотра должен устанавливаться с учетом затрат техцентров на получение лицензии, закупку оборудования и оплату труда специалистов. В то же время, плата должна соответствовать среднему уровню цен в том или ином регионе.
По оценкам экспертов, пока говорить о том, сколько конкретно будет стоить техосмотр в том или ином регионе, все же преждевременно. Дело в том, что участниками рынка до сих пор не согласованы правила проведения техосмотра частными компаниями, а это документ, от положений которого будет напрямую зависеть стоимость процедуры. Например, на цену будет влиять время, отведенное на техосмотр, а также количество проверяемых деталей и узлов автомобиля.