Дворцовый мост может прослужить и 20, и 30 лет — разговоры о его катастрофическом состоянии преувеличены, - заявили "Фонтанке" специалисты.
Дворцовый мост может прослужить и двадцать, и тридцать лет — разговоры о его катастрофическом состоянии преувеличены. Разводной механизм, работающий без отдыха уже 95 лет, по-прежнему исправен и способен работать даже в симбиозе с современной электроникой. Правда, устали конструкции моста — их приблизительно раз в 4-5 лет «приводят в чувство» поддерживающими ремонтами. Корреспондентам «Фонтанки» посчастливилось наблюдать за процессом разводки последнего механического моста через Неву «изнутри процесса».
Садовский Денис
Дворцовый мост пока еще надежен. В этом уверены в ГУП «Мостотрест», компании, которая занимается обслуживанием петербургских разводных мостов. Правда, его запас прочности вовсе не означает того, что от идеи реконструкции надо полностью отказаться — металл устает, конструкции ветшают, поясняют специалисты. Пока Дворцовый «спасают» поддерживающими ремонтами — последний из них, рассчитанный на четыре года, был проведен два года назад. Но эта работа, по мнению механиков, обслуживающих мост, больше всего напоминает «латание Тришкиного кафтана», и рано или поздно возможности моста все-таки будут исчерпаны.
Приходят в негодность и противовесы. «На них стекает все то, что высыпается и выливается на наши мостовые, - рассказывают механики. - У нас создана отливная система. Мы по желобам стараемся отводить воду, но все равно с таким количеством соли и агрессивных жидкостей нам не справиться. Поэтому металл ржавеет, начинается коррозия, конструкции разрушаются, мост ветшает».
Разводные механизмы Дворцового моста, изготовленные 95 лет назад, работают до сих пор — несмотря на то, что сегодняшние нагрузки несопоставимо больше, чем те, которые были в начале XX века. Для того чтобы меньше «беспокоить» мост, для него изменен график разводки — теперь его разводят один раз вместо двух. Увеличено и время подготовки к разводке - с 10 минут до получаса, и персонал обслуживающей бригады — вместо 4-5 человек здесь работает 9.
Проект реконструкции Дворцового моста, разработанный в институте «Стройпроект», уже получил положительное заключение Госэкспертизы. Ориентировочная стоимость работ — 1,9 миллиарда рублей. Но в бюджете на 2012 год эти деньги не запланированы. Впрочем, проблемы реконструкции Дворцового связаны не только с недостатком финансов — для того, чтобы закрывать переправу, необходимо обеспечить какую-то другую возможность связи Васильевского острова с «Большой землей».
Первоначально для этого собирались использовать мост-дублер Благовещенского, но затем передумали — металлоконструкции дублера разобрали и использовали для строительства Большого Петровского моста, как более нужного городу. Затем было решено поставить Дворцовый на реконструкцию после того, как будет построен Ново-Адмиралтейский, но и с этим проектом возникли сложности. Поэтому сроки реконструкции Дворцового неизвестны никому. И пока в «Мостотресте» справляются своими силами.
Разведенный Дворцовый мост давно стал одним из самых известных символов Петербурга. Сцены, выстроенные на процессе его разводки, можно увидеть и в «Красной палатке» Михаила Калатозова, и в «Невероятных приключениях итальянцев в России» Эльдара Рязанова. Правда, во втором фильме пришлось использовать съемки сразу на двух мостах — сцены заезда на разводное крыло снимались на Тучковом, конструкция разводного пролета Дворцового такова, что при подъеме крыла между ним и предыдущим пролетом возникает «провал» шириной около шести метров.
К слову, именно этот «провал» фигурирует в многочисленных байках механиков. Некоторые из их рассказов тянутся еще из советских времен — например, рассказ об автомобиле «Жигули», который рванул по мосту уже после начала подъема крыла. Машина заехала колесами в провал и застряла — для того, чтобы она не рухнула вниз, в пролет противовесов, пришлось подкладывать доски, а вытаскивали ее уже автокраном.
Главные же герои современных рассказов — байкеры. «Они к нам приезжают на своих мотоциклах и заявляют охранникам: вот мы сейчас мимо вас промчимся, и вы нас не остановите, - рассказывают механики. - Приходится брать одного из них, подводить к провалу и предлагать перепрыгнуть. Обычно этого достаточно — мотоциклисты становятся тихие. Разворачиваются и уезжают».
«Хотя был один, который даже у охраны задерживаться не стал, а помчался на крыло, - вспоминают в бригаде. - Чтобы его остановить, пришлось ограждения под колеса кидать, иначе бы сорвался. Он погибнет, а нам потом отписываться - почему несчастный случай произошел...».
Падений в Неву с Дворцового моста не помнят, этой особенностью отличается Троицкий — под ним, по легендам, уже двадцать или тридцать лет на дне реки лежит затонувший автомобиль, который из-за сильного течения даже не стали поднимать.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"