Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Мария Семенова: «В моем Пиглявчике всегда сидит волкодав!»

602
ПоделитьсяПоделиться

Автор «Волкодава», энциклопедии «Мы – славяне!», одна из основателей «славянского фэнтези», Мария Семенова еще и заядлый автомобилист. Об этом свидетельствует ее новый роман «Мизер вчерную» из цикла «Ошибка 2012», где многие страницы посвящены автомобильной тематике. К тому же в последние годы Мария живет в деревне, в Приозерском районе, а значит, надежный стальной конь ей просто необходим…

– Мария, расскажите автомобильную историю своей семьи!

– Мой отец был инвалидом, поэтому машину всегда покупал хотя и за полную стоимость, но вне очереди. Для начала у него появился «Москвич-402» красивого голубого цвета. Он прожил у нас 16 лет и был в отличном состоянии продан хорошим знакомым. Его сменил опять-таки голубой, цвета «ладога», «Москвич-408». Он был членом нашей семьи аж 23 года. Вообще-то, его выкатывали из гаража, что называется, по большим праздникам, только летом и только в хорошую погоду. Иначе от него быстренько остались бы ржавые воспоминания. Совсем другая жизнь началась в 1997 году, когда мы обзавелись своей первой «Нивой». Для нее не существовало ни плохой погоды, ни зимнего гололеда. На эту «Ниву» тоже поставили ручное управление, и отец успел на ней достаточно лихо «поджиповать» по сугробам и буеракам. Освоил, невзирая на возраст. Ко времени покупки следующей «Нивы» отец уже отошел от водительских дел, но автомобильная политика нашей семьи уже была твердо определена – только на вездеходах.

– А когда вы сами впервые сели за руль?

– Как ни странно, но отец почему-то в детстве не учил меня ездить. Когда уже в последние годы я спросила его – почему, он затруднился ответить. Вероятно, думал – успеется. И потом, в те времена машину покупали «детям и внукам», вот он и боялся, возможно, неосознанно, что в процессе обучения я что-нибудь испорчу. Ну и не считал себя хорошим учителем, и совершенно напрасно. Тем не менее, когда я отправилась в автошколу и подошел первый «ездовой» день, я, наслушавшись страшных историй об инструкторах, которые якобы чуть что матерятся и лупят курсантов по рукам, сказала отцу: «Как хочешь, но сегодня вечером я должна впервые проехаться – под ТВОИМ руководством». Так мы с ним и поступили – на пустой площадке у спортивного комплекса. И потом, уже получив права, я долго ездила на пару с отцом, прислушиваясь к его советам. Вот это и было настоящее обучение. «Москвич» наш был с ручным управлением – сцепление было продублировано на руку. В итоге я освоила и то, и другое. Давно это было, в 1983 году...

– Как вы сдавали на права? Покупали или «доплачивали»?

– Я прошла полный курс в автошколе ДОСААФ №4, сдала теоретический экзамен и вождение. В конце обучения было много слухов о сборе денег «на подарок гаишнику», но никаких поборов так и не произошло. Потом долго шептались о жутком «капитане-помоечнике», который на экзамене якобы заставлял курсантов ездить задом вокруг помоек в тесных дворах и безжалостно отправлял на пересдачу. Как выяснилось в итоге, именно ему я езду и сдавала. Милейший дядька оказался, еще меня же и утешал, когда из-за плохо работавшего сцепления посреди Обводного машина заглохла. Сдала я ему с первой попытки.

– Большей частью инструкторы – колоритные и веселые люди…

– Колоритным в нашей автошколе был инструктор, который вел теорию. Очень увлеченный человек был, немолодой уже. На занятиях буквально входил в образ – «разводя» (тогда это слово не было бандитским понятием) сложную ситуацию на макете перекрестка, урчал за двигатель, скрипел за сцепление, свистел за гаишника и едва сам себя не штрафовал. Мы его очень любили. Еще запомнились занятия по медицинскому минимуму. Мы их ждали с кислыми физиономиями – сейчас начнут скучно бубнить про жгуты, шины, шприцы и перечислять всякие ужасы. И что? Пришел молодой доктор со "скорой" и несколько занятий рассказывал всевозможные случаи из своей практики. Поучительно и с великолепным юмором – куда там сериалу «Интерны»... Когда курс кончился, мы его отпускать не хотели.

– Вы сказали, что у вас было две «Нивы». С чем это связано? Почему именно «Нива»?

– Когда мы с отцом поняли, что с древним «Москвичом» пора расставаться, первоначально нацелились на подержанный «Фольксваген Пассат». Такой был у нашего знакомого, и он его очень хвалил. Но тут ко мне заглянул Андрей Константинов, с которым мы как раз книжку вместе писали. Андрей потащил меня к окошку, за которым была весенняя оттепель, и произнес очень краткую, но доходчивую и энергичную речь о выгодах полного привода. Что называется, убедил. В итоге мы приобрели «Ниву» – и об этом не пожалели.

Первая служила нам семь лет – в хвост и гриву, верой и правдой. Иногда ломалась, но до дому неизменно дотаскивала. Как-то верили мы ей. Хороший экземпляр попался, наверное. Вот и продавали, отрывая от сердца, но, слава Богу, в очень хорошие руки.
А вторая... Это была сущая беда на колесах, мертворождённый позор нашего автопрома, который начал безобразно барахлить с самого первого дня. Мы на ней не ездили, а только чинили. Это новенькую-то! Ну и озверели буквально через два месяца, не знали, как с рук сбыть.

На мой взгляд, лучше «Нивы» вообще машины не было бы для наших российских реалий... если бы ее еще РУКАМИ делали. По замыслу – великолепный маленький вездеход, но можно ли ездить на такой машине, где ты полностью зависишь от качества экземпляра, который тебе попадется?

– Называли ли вы машины какими-то ласковыми именами?

– Отец однажды перефразировал классика, когда мы куда-то ехали в жуткую непогоду: «Только "Нивы" полосаты попадаются одне!» Так наша красная машина на долгие годы стала «Нивой полосатой». Под это дело я ее даже обклеила полосатыми светящимися наклейками. Еще у нас бытовало выражение: «Чем дальше в лес, тем правильней машины». Когда видели где-нибудь настоящий, грязный, обшарпанный, явно не на паркете обитающий джип, с удовольствием говорили: «Вот едет правильная машина!» А ласковое прозвище есть у моего нынешнего «Сузуки». За почти игрушечные размеры я его называю Пиглявчиком».

– Вы живете в деревне – поэтому выбираете машины «повыше» или это связано с чем-то другим?

– Дело не в «повыше». Я, вообще-то, в машине ценю две вещи – надежность и проходимость. Все остальное (комфорт, эстетика и так далее) не имеет значения. Наши дороги подкидывают всевозможные ситуации: зимой гололед и чудовищные сугробы, в межсезонье - глубокие лужи и круглый год – буераки и дырявый асфальт. Поэтому моя машина должна быть очень крепкой и обязательно полноприводной.

– Сейчас у вас «любопытная» машина – «Сузуки Трекер». Что это за модель такая, ведь даже "Гугл" затрудняется выдать о нем какую-либо информацию…


– Да, это машина, которой не положено быть на свете. Если «Сузуки», он обязан быть «Витарой», а если «Трекер», то должен быть «Шевроле». У него и эмблема на руле шевролетовская. А по всем документам – «Сузуки Трекер». Такой вот незаконный гибрид. Говорят, это очень маленькая партия «Витар», чуть ли не всего сто штучек, когда-то изготовленных для Канады. Усиленная рама, невероятно живучий двигатель, какая-то уникальная военизированная коробка...

Я его случайно увидела на авторынке, когда пошла покупать юркую маленькую машину для города и зимы. Он у меня уже года четыре. Оправдал все надежды. Действительно, юркий, разворачивается буквально на пятке, паркуется в любой щели, проходимость превыше всяких похвал, а вместимость – почти из рекламы: «Желудок у котенка не больше наперстка, но влезает в него СТОЛЬКО!»

Недостаток, собственно, один – Пиглявчику уже семнадцать лет, когда что-то ломается, очень трудно добывать запчасти. Приходится заказывать их и подолгу ждать, пока привезут. Тем не менее иногда этот недостаток превращается в достоинство. Когда его где-нибудь оставляешь, есть надежда, что автомобильные жулики пройдут мимо, присматривая более привлекательную машину...

Однажды загружаю в него кульки около «Ленты», подъезжает лоснящаяся иномарка, высовывается молодой человек: «Не продаете?» – «Самой нравится». Разговорились. Так что вы думаете? Парень, оказывается, торгует на том самом авторынке, где я его купила, на Энергетиков, только на соседней площадке. И, так сказать, был «знаком» с Пиглявчиком еще до того, как тот попал ко мне. Только не узнал его после существенного ремонта и перекраски...

– Есть ли у вас машина мечты?

– Стопроцентной, пожалуй, нет. Какую ни возьми, у каждой свои недостатки. Я люблю вездеходы, но не нравятся гламурные современные джипы. Очень хорошая штука 80-й «Ленд Крузер», но больно уж притягателен для угонщиков. Микроавтобусы люблю... Может, куплю когда-нибудь – дизельный и полноприводный...

Как говорится, есть машины, есть хорошие, даже очень хорошие машины – и есть 80-й «Ленд Крузер». Для бездорожья это очень серьезный вездеход, на трассе – настоящий крейсер. Всем автомобилям автомобиль! Единственное, что может создать проблему в городе, это его размеры. Знаю это по себе, так как у меня был «Ленд Крузер», хотя и недолго. В городской квартире у меня перед гаражом очень узкий проезд, и там некоторые недобросовестные люди еще и ставят машины. Причем в метре от поребрика. Поэтому, попав несколько раз в ситуацию, когда «Крузер» физически не мог въехать-выехать, я его "поселила" у своего друга, живущего за городом. Это очень ответственный человек и великолепный (не чета мне) водитель, бывший раллист, вдобавок по работе очень много ездит. Себе я купила Пиглявчика.

– В ваших книгах из серии «2012» немало страниц отдано автомобильной тематике. Они написаны с большим знанием дела… Вам легко удается писать об этом? В каких еще книгах вы касались этой тематики? Ваш соавтор Феликс Разумовский по серии «2012»– тоже заядлый автомобилист?

– Автомобильная тематика возникает во всех наших книгах, действие которых происходит сегодня. Куда же без нее? Ведь персонажи-то ездят... И оба автора уже много лет за рулем. Мы, в принципе, не фанатики, которые не мыслят себе жизни иначе как на машине, но дело это любим и уважаем. Так что о машинах пишем (смеем надеяться) с пониманием и любовью. Поэтому эти сцены и удостоились вашего одобрения. О том, чего не знаешь и не любишь, чего лично не «подержал в руках», невозможно хорошо написать.

– Не возникало ли у вас желания написать «автомобильный роман»?

– Пока нет. Для этого, вероятно, нужно выходить на следующий уровень водительского мастерства... Но, знаете, «автомобильное» стихотворение у меня есть. Хотите, прочитаю!

Когда моя жизнь по веселой и длинной,
По взлетной неслась полосе,
Ходила встречать я родную машину
На пригородное шоссе.

Вдали загорались знакомые фары,
«Москвич» голубой тормозил,
И к маме с отцом – совершенно не старым –
Бежала я, что было сил...

Немало с тех пор изменилось на свете,
Сгорело в закатном огне.
Никто не приедет, уже не приедет,
Совсем не приедет ко мне.

Голубенький корпус давно в переплавке,
Допел свою песню мотор.
А жизненный путь, не приемлющий правки,
Влетает под финишный створ.

Стою на дороге и вижу, как мимо
Несутся чужие лучи.
И только одних, бесконечно любимых,
Не высмотреть в черной ночи.

Пока мы бессмертную тратили душу,
Пока оглянуться могли,
Знакомые фары светили все глуше,
А там и дотлели в ночи.

О чем мне мечтать, о каком еще бредить
Торжественном завтрашнем дне,
Когда не приедет, никто не приедет,
Совсем не приедет ко мне?..

И я запускаю рокочущий дизель,
Все двести четырнадцать сил:
А вдруг впереди, на обочине жизни,
Кому-нибудь нужен буксир?

Озябший и мокрый, в заглохшей «Победе»,
Он смотрит в ненастную тьму
И плачет о том, что никто не приедет,
Уже не приедет к нему.

– Ваши взаимоотношения с ДПС? Часто ли вас штрафуют? Вообще, часто ли вы нарушаете?


– Будете смеяться – за почти 30 лет езды корыстолюбивый гаишник попался только ОДИН раз. Да и то отец успешно отмахался от него ветеранской ксивой, выданной ФСБ. Так что отношение к ДПС у меня по нынешним временам нетипичное. Денег они у меня не вымогали никогда, а вот реальную помощь на дороге оказывали.

Что же до нарушений... Я стараюсь ездить с соблюдением Правил. Особенно что касается скоростного режима в населенных пунктах. Просто потому, что, если вдруг из-за твоего дурацкого лихачества что-нибудь случится, потом сам себе не простишь.

– Когда вас останавливают и видят, что перед ними Мария Семенова, то какая обычно возникает реакция?

– Ну, я не настолько знаменита, чтобы меня гаишники узнавали. Я ж не кинозвезда. И потом, меня ни разу не останавливали, чтобы оштрафовать – так, документы проверить... Еду разок глухой ночью на «Крузере», дождь идет... Сворачиваю с Выборгского шоссе на Приозерское, там КПП, тормозит меня закутанный в плащ-палатку инспектор. Опускаю стекло. С гаишника аж течет. Он неразборчиво представляется... и молчит. Спрашиваю: «Вам документики показать?» Он, мокрый, замерзший, мрачно бросает: «Ну не телефон же ваш я спрашивать собираюсь!» Я, вообще-то, человек не очень остроумный, но тут что-то толкнуло, я загадочно заулыбалась: «Как знать, как знать...» Он изумленно вытаращил глаза... и давай хохотать! Потом рукой на меня махнул: «Проезжайте, счастливого пути...»

– Охарактеризуйте свою манеру вождения! Ведь не секрет, что женщины и мужчины отличаются по поведению на дорогах. Кстати, чем они отличаются, по-вашему, ведь на этот счет есть немало версий?

– Я думаю, у мужчин и женщин за рулем есть свои сильные и слабые стороны. Наверное, в целом мужчины агрессивнее и решительнее. Женщины обычно осмотрительнее. И те, и другие могут утратить внимание, запаниковать, уснуть за рулем, не уследить за состоянием автомобиля... Не стала бы никому отдавать предпочтение. Пусть лучше все помнят, что их ждут дома. И других участников движения – тоже...

Сама я пытаюсь ездить предсказуемо для других водителей, с вменяемой скоростью и, что называется, не делая резких движений. Всегда пропускаю машины, которые с трудом выползают откуда-нибудь из бокового проезда, и благодарю медлительные грузовики, когда те отступают на обочину, давая дорогу легковушкам. В общем, «ребята, давайте жить дружно»...

– Что скажете о Петербурге и пригороде: стали ли дороги лучше за последнее время?


– Мне кажется, дороги постепенно улучшаются. И магистральные, и местного значения. Сколько ни костерят дорожников, а они медленно, но верно делают свое дело. Пользуясь случаем, хочу всех поздравить с открытием западного полукольца КАД. Сама я его уже «обновила».

– Как вы пережили две снежных зимы? Если в городе не убирали, то можно представить, что творилось за городом…

- За городом-то как раз чистили. Где бульдозерами, а мелкие улочки внутри нашего поселка – лопатами. Могу быть дипломированным дворником. (Смеется.)

– Случались ли с вами аварии, ДТП? Были ли виноваты вы или кто-то другой?


– Увы, тут я не безгрешна. Много лет назад довелось боднуть в корму другую машину: девушка резко сманеврировала «под меня» и дала по тормозам на зеленый свет – увидела гаишника. Я ничего сделать уже не могла, но осталась формально виновата. А минувшей зимой «украсила» свою шоферскую биографию полетом в канаву, когда на хорошо расчищенной и посыпанной дороге вдруг начался участок чудовищного гололеда. Спасибо Пиглявчику – он не только меня защитил, но и, покалеченный, своим ходом дохромал до места ремонта. Правильная машина... Кстати, все спасательные службы, куда я из той канавы звонила, перво-наперво интересовались моей платежеспособностью. А выручила меня в итоге военная техничка, приведенная инспектором ВАИ. И денег ни копейки не взяли...

– Вы очень любите больших собак, этаких волкодавов, и часто берете с собой в дорогу… Возникают ли какие-то неудобства, связанные с перевозкой четвероногого друга?

– Да, у меня две крупные среднеазиатские овчарки, но я их не «перевожу». Они не транспортируемый груз, а члены «экипажа машины боевой», мои соратники и защитники. Поэтому они не отгорожены сеткой и не сидят в переносных клетках. У них есть возможность в дороге лизнуть меня в ухо и высунуться, проверить, правильно ли мы едем. Ну, и взять под контроль ситуацию, если кто-то полезет внутрь с нехорошими целями.

Конечно, такой «экипаж» требует некоторого внимания. Особенно когда оставляешь машину. Чтобы собакам не было душно, надо открыть люк. А если пойдет дождь? Когда же погода солнечная, ищешь место для парковки в тени. Собаки заботятся обо мне, а я – о них, как же иначе. Иной раз торчишь в пробке, всем соседним водителям развлечение – смотрят на собаку в машине. Потом кто-нибудь обязательно спрашивает в окошко: «А не маловат у вас автомобиль для такого пса?» Я отвечаю: «А у меня, вообще-то, их двое...»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close