Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Бондарчук предложил панацею от всех бед на форуме «Кино России»

572
ПоделитьсяПоделиться

В Петербурге прошел национальный форум «Кино России-2020», обернувшийся декларацией очередной инновационной идеи, которая до неузнаваемости изменит мир вокруг нас в лучшую сторону.

Круглый стол «Проблемы и перспективы развития кино России», который был главной частью форума и его кульминацией, обсуждению проблем оказался посвящен чуть ли не в последнюю очередь. Общественности, кажется, намеревались сообщить, что найдена панацея, и скоро никаких проблем не останется. Хотя вроде бы положение выглядит совсем не радужно: вот и Олег Иванов, глава компании Movie Research, в своем выступлении, посвященном анализу текущего положения вещей, ничего обнадеживающего сказать не смог. В середине 2000-х был рост кинопроизводства, и доля отечественных фильмов в прокате росла, сообщил Иванов, а вместе с нею росли и сборы. И прогнозы были самые оптимистичные – но они не оправдались. Произошел спад и производства, и сборов.

ПоделитьсяПоделиться



Но даже этот невеселый спич не смог заглушить общий бравурный тон. По сути, круглый стол был посвящен только двум темам. Первая – проект Федора Бондарчука и Эдуарда Пичугина «Киносити»: сеть кинотеатров с репертуаром, который будут определять не законы рынка, как в прочих киносетях, а совсем другие правила. В частности, через эту сеть собираются популяризировать отечественное кино. В первую очередь, в глубинке. И жители Ханты-Мансийского автономного округа смогут смотреть новинки проката – как раз этого им очень не хватало. Вторая тема – вопросы кинообразования, но она оказалась несколько за бортом и стушевалась на фоне общего ликования по поводу прожектов Бондарчука.

ПоделитьсяПоделиться



Насколько адекватно эти прожекты будут воплощены в реальности, мы скоро увидим. Идея, в принципе, неплохая. Всем давно стало ясно, что главная проблема русского кино – не столько в производстве, сколько именно в прокате; конкретно в том, что он не «заточен» под отечественное кино, а фильмы, получающие призы на фестивалях, в результате не доходят до отечественного зрителя. Они не имеют в прокате никаких льгот и привилегий и существуют исключительно на равных со всеми остальными. А конкуренция эта, ясное дело, неравная.

ПоделитьсяПоделиться



По этому поводу точнее всех, пожалуй, высказался продюсер Александр Роднянский, заметивший, что конкурировать вообще не имеет смысла. «Конкурировать мы могли в 1960-е, когда в диалоге консолидированными усилиями власти и художников родилась действительно сильная кинематография. У которой было главное свойство – она отвечала на запросы публики. А сейчас, в отличие от телевидения, которое просто не может не следить за своим зрителем и его запросами, кино этим вовсе не занимается. Русское кино существует для очень узкой прослойки общества – для подростков. А это рождает и жанровую скудость проката – в основном, то, что подростки смотрят. Так что изменить ситуацию сможет именно увеличение количества кинотеатров. Тогда как раз и появятся фильмы для тех, кто сейчас оказался за бортом. Для тех, для кого сейчас, по сути, не снимают. А если и снимают, то фильмы выходят только в очень ограниченный прокат».

ПоделитьсяПоделиться



Что же до вопросов кинообразования, то здесь ярче всех выступил петербургский продюсер Сергей Сельянов, заявивший: главная проблема русских творческих вузов в том, что в них воспитывают художников. То есть занимаются не привитием профессиональных навыков, а сугубо «эстетическим развитием» студентов. «Я всегда привожу в пример балет – вот там есть восемь позиций, и каждый балетный танцовщик должен их знать. Он не может танцевать, если их не знает. Те же позиции, какие-то простейшие правила есть, скажем, и в сценарном деле – но выпускники русских киношкол их не знают. Так почему их не узнать? Есть голливудские рецепты, они всегда работают, это не тайна, охраняемая ЦРУ, может, имеет смысл учить именно таким правилам, а не воспитывать больших художников?» Это утверждение у участников круглого стола вызвало бурную реакцию, а ректор ВГИКа Владимир Малышев разразился отповедью – в том духе, что негоже нам ориентироваться на западные ценности и копировать чужие рецепты, когда есть свои. Правда, пришлось признать: да, профессиональный уровень выпускников киношкол порой оставляет желать лучшего. И даже частенько.

ПоделитьсяПоделиться



Следующий форум пообещали провести 7 июня на фестивале «Кинотавр» в Сочи и окончательно утвердить все пункты принятой резолюции: о выделении новых средств на строительство «Киносити», об усовершенствовании материальной базы киношкол (в первую очередь, питерского ГУКИТа), об организации творческого сотрудничества российских киноинститутов. Ровно год назад там же, на «Кинотавре», прошел похожий круглый стол – только ничуть не обнадеживающий. Демонстрирующий, что мир кинематографистов вовсе не однополярный, никаким единодушием тут не пахнет, а панацеи от всех бед не существует и существовать не может. Так что с выводами по поводу нынешнего мажорного собрания стоит подождать до лета – тогда наверняка и состав участников будет не таким однородным, и совершенно неожиданно нарисуются более глубокие проблемы отечественной киноиндустрии, чем популяризация фильмов в глубинке и недостаточно крепкая дружба между вузами.

ПоделитьсяПоделиться



Иван Чувиляев
«Фонтанка.ру»

Фото Михаила Садчикова.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close