18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
16:46 19.12.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Dance Open в Петербурге: Небо становится ближе

В Петербурге завершил работу Х Международный балетный фестиваль Dance Open. Зрителям были показаны три гала-концерта, артистам присуждены премии. И на сцене, и в жюри можно было наблюдать только звезд мирового балета — мастеров высшего класса. И в то же время ни на минуту не покидало ощущение роскошного, уникального праздника.

Dance Open в Петербурге: Небо становится ближе

В Петербурге завершил работу Х Международный балетный фестиваль Dance Open. Зрителям были показаны три гала-концерта, артистам присуждены премии. И на сцене, и в жюри можно было наблюдать только звезд мирового балета — мастеров высшего класса. И в то же время ни на минуту не покидало ощущение роскошного, уникального праздника.

Фестиваль именно так и задумывался – как праздник, и праздник получился. В зале на всех трех концертах ощущался общий подъем; стараниями организаторов удалось достичь редкого по нынешним временам сочетания престижности и демократизма: среди нарядной публики мелькали счастливо-возбужденные «балетные дети» из разных стран, приехавшие на мастер-классы фестиваля; Наталья Макарова и руководители крупных европейских трупп, приглашенные в том числе и для работы в жюри фестивального конкурса, сидели тут же, среди зрителей. 

Программа, как на любом гала, была пестра: хореография самого разного толка, много классики (один только «Дон-Кихот» – трижды!), западные сюжетные балеты, современные номера. Форма гала-концерта, концептуально избранная фестивалем, любима широким зрителем и очень удобна: всё можно перетасовать, проколы забудутся, удачи запомнятся. Мы тоже оставим в покое ляпы вроде падения одной из балерин или казуса с оформлением одного из номеров: вместо дворцового интерьера в «Лебедином озере» на задник был спроецирован интерьер католической церкви.  И займемся тем, что удалось и впечатлило.

Главный приз был отдан Наталье Осиповой и Ивану Васильеву из Большого театра. Они приехали со своим главным хитом – бравурным па-де-де из «Пламени Парижа».

Наталья Осипова и Иван Васильев, па-де-де из балета "Пламя Парижа"
Наталья Осипова и Иван Васильев, па-де-де из балета "Пламя Парижа"


Конечно, Васильев никакой не француз, скорее – казак лихой, но нам и дела до этого нет, когда он летит над сценой, как торпеда. В конце концов, балет тоже отнюдь не французский – советский это балет, теперь московский. А Васильев с Осиповой – москвичи до мозга костей. Кажется, в них воплотилась вся старинная мифология московского театра; рядом с ними темпераментный и резковатый «Дон-Кихот» нашей Терешкиной выглядел образцом чопорного петербургского академизма. Об аристократизме названные москвичи и не помышляют, зато в их танцах есть то, что раньше называли удалью и огнем, и то, что теперь называют драйвом. Ну и доля сценического нахальства. Оба танцуют без усилий – играючи взлетают в воздух, замедляют и ускоряют вращение; у Васильева скорость и напор, у Осиповой легкость прыжка и беспечная небрежность жеста, и у обоих – полная свобода сценического существования. Сцена Александринки казалась для них маленькой.

Виктория Терешкина и Денис Матвиенко, "Дон-Кихот"
Виктория Терешкина и Денис Матвиенко, "Дон-Кихот"


В другой день они сплясали непотопляемого «Дон-Кихота», где Васильев, несясь невысоко над сценой, разрывал ровное движение взлетами вверх, пренебрегая законами гравитации. Наконец, третьим хитом и одним из пиков всего фестиваля стал дуэт «Серената» – картинка простонародной любви, грубоватой и неподдельной. Явилась девчонка Осипова со стрижеными вихрами, голыми ногами и просыпающейся острой сексуальностью, и многоречивая хореография Бигонцетти превратилась в итальянское кино, в рвущий душу неореализм.

Наталья Осипова и Иван Васильев, "Серената", хореография Мауро Бигонцетти
Наталья Осипова и Иван Васильев, "Серената", хореография Мауро Бигонцетти


Из русской части хочу также отметить работу хореографа Станислава Фечо (он чех, но работает в Екатеринбурге и Перми) – фрагмент из балета «Палладио». Танец (две четверки и солистка) неотрывно следовал за динамичной музыкой К. Дженкинса, хореографические формы сменяли друг друга, не снижая напряжения, почти по-баланчински, только жестче.

Что же касается самого Баланчина, то его танцевали как артисты Мариинки, так и гости. И петербуржцы делали это в высшей степени странно. Как будто наша труппа не стала за последние двадцать лет одним из лучших исполнителей баланчинских балетов, как будто здесь по-прежнему никто не имеет о нем представления. Неловко повторять прописные истины, но неоклассика Баланчина, крупнейшего хореографа ХХ века, диктует жесткие условия, первейшее из которых – ритмическая точность: вялый Баланчин – это нонсенс, равно как и бездумно аффектированный.

Аутентичного Баланчина нам показала Мария Ковроски (New York City Ballet). Причем не классику, а фрагмент из мюзикла: «On Your Toes» (его в России увидели впервые). И в пару к нему – дуэт из балета на те же «бродвейские» темы: «Who Cares?». Ковроски была безупречна: утонченный облик, длинные линии, ни единого неточного движения – и вместе с тем естественность и свобода; возможности тела кажутся безграничными, а танец – безмятежным. Несмотря на сюжетную подкладку номера, она создавала не характер, но стиль. Чего и требовал Баланчин.

Мария Ковроски, фрагмент из мюзикла «On Your Toes», хореография Джорджа Баланчина
Мария Ковроски, фрагмент из мюзикла «On Your Toes», хореография Джорджа Баланчина


Что касается нескольких сцен из сюжетных балетов ХХ века, то к ним возникло немало вопросов: вырванные из контекста, они что-то непоправимо утрачивают и полноценно воспринимаются лишь тогда, когда артистам удается зарядить их энергией целого произведения. На этот раз убедительно прозвучали два дуэта: кусок «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера и «Манон» Кеннета МакМиллана.

Диана Вишнева и Марсело Гомес, «Манон», хореография Кеннета МакМиллана
Диана Вишнева и Марсело Гомес, «Манон», хореография Кеннета МакМиллана

В обоих фрагментах партнером балерин был Марсело Гомес, полный мужского обаяния. Не ему ли обязаны мы органичностью исполнения? Хотя в памяти остается не он, а женщины: улыбка Вишневой, танцующей хрупкое счастье Манон, и трагические порывы Изабель Сьяраволы.

Изабель Сьяравола и Марсело Гомес в сцене из балета "Дама с камелиями", хореография Джона Ноймайера
Изабель Сьяравола и Марсело Гомес в сцене из балета "Дама с камелиями", хореография Джона Ноймайера


Еще отметим блестящий номер «Something Different» Стивена Макрея (Ковент Гарден), поставленный им же. Отменный классический танцовщик, Макрей демонстрирует здесь «нечто другое»: он здесь чечеточник и мим; звук каблуков – как человеческая речь, то заносчивая, то комически, как у пьяного, угасающая, а сам артист при этом и пластикой, и мимикой вступает в диалог, – нет, в перепалку! – с собственной чечеткой.

Кроме классических танцовщиков на балетный  форум нынче позвали и «чужих»: труппу Раста Томаса «Bad Boys of the Dance», они же «Rock the Ballet».  Это сплошь запредельные виртуозы, но они – клиповые ребята, и главное у них – тот самый драйв. Нас предупреждали, что их приглашение – шаг провокационный, однако рискованным он стал не потому, что «плохие мальчишки» мешают танец с акробатикой, а потому что рядом с их бешеными кульбитами, синхронностью, собранностью, темпом и яркой энергетикой балет вдруг показался довольно-таки замшелым ремеслом, а танцовщики – рыхлыми и пыльными.

Правда, всё это только пока на сцену снова не вышел Макрей, а за ним Сергей Полунин и Алина Кожокару (все трое – из Лондонского королевского балета Ковент Гарден). Их номер «Les lutins» («Шалуны») поставлен Йоханом Кобборгом, которого мы знаем как блестящего танцовщика и партнера Кожокару. Два героя в нем неутомимо соперничают, сначала из-за танца, потом из-за девочки; конечно же, это два Пьеро и Коломбина, хоть и одеты артисты в черные брючки и белые рубашки. Прелесть номера – в его музыкальности: каждый такт (музыка Венявского и Баццини) остроумно и смешно отзывается в движении, делая музыку зримой. Гости с берегов Темзы показали безусловный класс, продемонстрировав и блеск, и непринужденность, а Полунин – вообще-то мастер благородного танца – даже сделал кульбит не хуже «плохих мальчишек».

Ну а эмоциональным пиком фестиваля стало, разумеется, чествование Натальи Макаровой по случаю юбилея. Канвой второго концерта стала история ее творчества: на задник проецировались фотографии, а балерины разных стран танцевали ее репертуар. Судьба Макаровой харизматична, а для России – вдвойне. Наше восприятие  этой балерины неотделимо от истории ее побега из СССР в 1970-м. И к нашей мысли о ее уникальном таланте всегда примешивается еще и мысль о свободе – о том, что она не всегда несбыточна.

Чествование Натальи Макаровой
Чествование Натальи Макаровой

На поклонах Макарова вышла на сцену. Под овации. Она раскланивалась, но овации не стихали. Зал встал. Овации длились так долго, что в какой-то момент обычная церемония поклонов нарушилась, и возникло нечто другое, неотрепетированное. Занавес всё не давали; Макарова выглядела взволнованной и смущенной. Сначала она просто стояла и смотрела на бушующий зал. Потом звала артистов кланяться вместе с ней. Потом всех их перецеловала. Потом бросала в зал розы из своего букета. И когда уже от высокой александринской падуги пополз вниз занавес, позвала Ивана Васильева и Дениса Матвиенко, чтобы крутили пируэты.

Подводя итоги, нужно сказать, что фестиваль оправдал свое название – «открытый танец». Dance Open занят не чем иным, как активной популяризацией балета. Причем на высоком уровне. Благодаря участию подлинных мастеров со всего мира, он успешно сводит воедино, казалось бы, несоединимое – цели высокого профессионализма и шоу-бизнеса.

Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»

Фото: Пресс-служба фестиваля Dance Open

Лауреаты фестиваля Dance Open-2011

Главный приз: Наталья Осипова и Иван Васильев (Большой театр)

Номинация «Виртуозность»: Виктория Терешкина (Мариинский театр), Йона Акоста (Английский национальный балет)

Номинация «Выразительность»: Юргита Дронина (Нидерландский балет, Шведский королевский балет), Эшли Баудер (New York City Ballet), Стивен Макрей (Ковент Гарден)

Номинация «Лучшая пара»: Анастасия и Денис Матвиенко (Мариинский театр)

Приз зрительских симпатий: Лусия Лакарра (Баварский балет)

Спецприз «Сбербанка»: Алина Кожокару (Ковент Гарден)

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор