03.11.2010 18:36
0

Площадь возле Пулково: Ни в какие ворота

Концепцию развития привокзальной площади нового терминала аэропорта Пулково на Градсовете подвергли критике жесткой и жестокой. Петербургские архитекторы, обычно испытывающие пиетет перед зарубежными коллегами, на этот раз в выражениях не стеснялись. «То, что здесь представлено, не только нельзя назвать архитектурой, но и как функционал никуда не годится», - прозвучал приговор. В защиту проекта не было ни единого высказывания.

Фото Валентина Илюшина
Фото Валентина Илюшина

Концепцию развития привокзальной площади нового терминала аэропорта Пулково на Градсовете подвергли критике жесткой и жестокой. Петербургские архитекторы, обычно испытывающие пиетет перед зарубежными коллегами, на этот раз в выражениях не стеснялись. «То, что здесь представлено, не только нельзя назвать архитектурой, но и как функционал никуда не годится», - прозвучал приговор. В защиту проекта не было ни единого высказывания. В конце заседания выяснилось, что выполнить прозвучавшие рекомендации, пусть даже и самые справедливые, едва ли возможно.

Концепцию комплексного развития привокзальной площади аэропорта Пулково представили с размахом. Из Британии прибыли рассказывать о своем детище представители компаний Grimshaw architects и Pascall+Watson Architects. Российскую сторону представляло ЗАО “Рамболь”, за честь концепции бился архитектор Андрей Хруцкий.

Первым на заседании взял слово глава консорциума “Воздушные ворота Северной столицы” Сергей Эмдин. Он рассказал о том, что новый аэропорт задуман “на перспективу”, планируемый поток пассажиров составляет 14-17 миллионов человек в год. По замыслу городских властей Пулково-2 должно “уйти из авиации”, а международный аэропорт откроется здесь, на новом современном терминале. Сам же проект – пилотный, реализуется на основе частно-государственного партнерства.

В рамках проекта, пояснил Эмдин, появится новый терминал, будет создана привокзальная площадь с парковками, гостиницей и бизнес-центром. Кроме того, “Воздушные ворота” должны построить и энергоцентр, а также предусмотреть возможность расширения пространства для новых мест посадки самолетов.

После того, как членам Градсовета объяснили важность стоящей перед проектировщиками задачи и значимость нового терминала для города, выступили разработчики концепции. Крис Кромби, представлявший мастерскую  Grimshaw architects, напомнил о том, что именно их разработка победила на конкурсе. А также сообщил, что они намерены представить на привокзальной площади одновременно Петербург прошлого и будущего.

“Главной своей задачей мы считали необходимость сохранить виды на покрытия терминалов и на подъезды к ним, - сообщил архитектор. - И именно для того, чтобы сохранить виды на терминал, тщательно соблюдали высотные ограничения”. Здания на площади, по мнению Кромби, получились динамичными и гармонично вписывающимися в среду (на экране в это время сменялись изображения стандартных стеклянно-офисных построек).

Рассказ о замечательном проекте продолжил представитель  Pascall+Watson Architects. По замыслу разработчиков все здания нового комплекса будут объединены единым подиумом (высотная отметка – 5,2 метра). Пешеходные потоки распределят по трем уровням – в верхней зоне будут проходить на посадку, ниже подиума – выходить прилетающие пассажиры, а на самом подиуме появится остановка “Надземного экспресса”, который свяжет новый аэропорт с Московским вокзалом. Вход в здание терминала тоже будет двухуровневым (на экране появилось изображение здания, напоминающего Курский вокзал в Москве).

Архитектор Владимир Григорьев, выступавший рецензентом этого проекта, начал свою речь с напоминания: эту концепцию один раз уже должны были обсуждать на Градсовете, но исполнители оказались не готовы представить свою работу на суд общественности. “С тех пор проект очень сильно изменился к лучшему”, - заметил выступающий и, вскользь упомянув об архитектуре, перешел к критике.

“Меня смущают парковки, - заявил он. - Работают они как-то нелепо. Пассажир, поставив машину, должен будет идти до здания терминала минимум полкилометра и при этом пересечь 12 полос транспорта. И все это с багажом!” Не нашел Григорьев на будущей привокзальной площади и места для парковки больших рейсовых автобусов. Кроме того, по его мнению, все части будущего терминала оказались слабо связаны между собой - “большое количество вертикально интегрированных пространств и очень мало связующих коммуникаций”.

Объяснения архитектора Андрея Хруцкого, что в здании терминала предусмотрены “лифтовые узлы”, а пассажиров от парковок к терминалу будут доставлять автобусы “Шаттл”, собравшихся не убедили. Проект единодушно был признан нелепым и нефункциональным. “После конкурса мы были вправе ожидать, что нам представят что-то выдающееся, - мрачно подвел итоги обсуждения председатель петербургского Союза архитекторов Владимир Попов. - Но то, что нам представили, не выдерживает критики. Об архитектуре тут даже не приходится говорить, но и с функциональной точки зрения работа никуда не годится”. “Я считаю, что мы не вправе поддержать этот проект”, - заключил он.

Однако сразу же выяснилось, что возможностей вносить какие-либо серьезные изменения в концепцию уже нет. “Я выслушал все ваши замечания, со многими из них я согласен, - заявил ведущий заседание Градсовета главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев. - И я постараюсь донести эти замечания и до властей, и до разработчиков проекта. Но в том, что они будут услышаны, я не уверен – на процесс влияют слишком многие факторы”. “Надо понимать, что строительство терминала уже идет, а, следовательно, нельзя затягивать и создание привокзального пространства”, - добавил он.

Как пояснили после заседания корреспонденту “Фонтанки” в компании “Воздушные ворота Северной столицы”, организация доставки пассажиров от парковок к терминалу построена по такому же принципу, как и в аэропорту Вантаа в Финляндии. Расчеты, уверили заказчики проекта, показывают, что тревоги архитекторов напрасны – никому из пассажиров не придется преодолевать большие расстояния, и новый аэропорт будет полностью отвечать всем современным требованиям. “А что касается архитектуры, так по этому вопросу надо обращаться не к нам, - резонно заметили заказчики. - Был международный конкурс, было авторитетное жюри. И те исполнители, которым присудили победу, теперь и разрабатывают проект”.

Справка
Площадь нового терминала аэропорта Пулково составляет 160 тысяч квадратных метров. Под торговую зону будет предоставлено около 10 тысяч квадратных метров. На привокзальной площади будет создан крытый многоуровневый паркинг на 2000  мест и  открытая парковка на 3000 машино-мест. Кроме того, в зоне аэропорта появится бизнес-центр, общая площадь которого 13 тысяч квадратных метров, и гостиница на 220 мест.

Консорциум «Воздушные ворота Северной столицы» образовали ВТБ, управляющая аэропортом Франкфурта компания Fraport и греческая Copelouzos Group. В октябре 2009г. в Петербурге было подписано трехстороннее соглашение о государственно-частном партнерстве между правительством города, консорциумом "ВВСС" и ОАО "Аэропорт "Пулково" о реконструкции, развитии и эксплуатации аэропорта, рассчитанное на 30 лет. Общий объем финансирования проекта реконструкции и модернизации Пулково на 2010-2013 годы оценивается в 1,2 млрд евро.
Строительство терминала началось в конце сентября. Сейчас ведутся и подготовительные работы по созданию привокзальной площади — идет перекладка коммуникаций и перенос парковочных мест.

Кира Обухова,
Фонтанка.ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор