18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
02:00 16.11.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Earlymusic-2010: Перемены в нашу пользу

В Петербурге продолжается XIII Международный фестиваль Earlymusic. Ключевыми событиями нынешней недели стали выступления столичных музыкантов – оркестра Pratum Integrum и клавиристов Алексея Любимова и Ольги Мартыновой. В результате очевидной стала смена концепции именитого фестиваля.

Earlymusic-2010: Перемены в нашу пользу

В Петербурге продолжается XIII Международный фестиваль Earlymusic. Ключевыми событиями нынешней недели стали выступления столичных музыкантов – оркестра Pratum Integrum и клавиристов Алексея Любимова и Ольги Мартыновой. В результате очевидной стала смена концепции именитого фестиваля.

Тринадцатый по счету Earlymusic перешел Рубикон: за плечами фестиваля – три недели концертов, лекций и мастер-классов, впереди – заключительный аккорд от выдающегося французского контратенора Филиппа Ярусского (30 сентября он даст сольный концерт в Капелле). Сольный концерт главного хедлайнера этого года и логически, и хронологически выделяется из фестивальной программы, так что итоги Earlymusic-2010 уместно подвести уже сегодня. Тем более что их в значительной степени определили концерты московских музыкантов, завершивших серию своих выступлений минувшим вечером.

Московский десант высадился в Петербурге еще в начале недели. Сначала во вторник в Малом зале Филармонии программу «Sturmus phantasticus» сыграл Pratum Integrum, единственный в стране стационарный оркестр старинных инструментов и главный столичный форпост исторического исполнительства. Назавтра в Меншиковском дворце солист Pratum Integrum скрипач Дмитрий Синьковский объединился в дуэт с итальянским коллегой Риккардо Минази и клавесинистом Андреа Перуджи в концерте «Европейский орнамент: Две скрипки». В четверг Earlymusic возвратился в зал Энгельгардта вместе с клавиристами Ольгой Мартыновой и Алексеем Любимовым. И наконец, в пятницу прошедшей в Музее истории религии лекцией «Аллегория и сады» основатель и продюсер Pratum Integrum, наследник великой традиции русского меценатства Михаил Серебряный поставил точку в московской программе Earlymusic.

Риккардо Минази
Риккардо Минази


Понять специфику, своеобразие и значение этого своеобразного фестивального подцикла для Earlymusic невозможно, если не углубиться в историю форума. Традиционно Earlymusic был парадом европейских звезд – начиная с конца 1990-х годов по зову худрука фестиваля Андрея Решетина по осени в Петербург устремлялись все главные действующие лица западного исторического исполнительства. Именно они сделали фестиваль одним из главных культурных брендов Петербурга, именно их авторитет дал Earlymusic громкое и узнаваемое даже за пределами России имя. Но когда в конце 2000-х фестиваль пережил внутренний управленческий кризис, помноженный на всемирные экономические неурядицы, Earlymusic молниено поменял географическую ориентацию и с каждым годом стал всё более активно приглашать к сотрудничеству отечественных исполнителей.

Проще всего было бы объяснить смену концепции банальным секвестированием фестивального бюджета – и в этой трактовке есть доля правды: отток спонсорского капитала ударил по Earlymusic очень и очень серьезно. Но на самом деле всё не так просто. Раньше, делая ставку на титанов аутентичного исполнительства, фестиваль прежде всего занимался латанием лакун в слуховом опыте отечественной публики – как профессионалов, так и любителей. К сегодняшнему дню базовые потребности голодной до аутентизма публики удовлетворены – и теперь Earlymusic со спокойным сердцем может сконцентрироваться на продвижении российских исполнителей, которым на первых фестивалях из-за засилья западных грандов просто не находилось места в афише.

Pratum Integrum
Pratum Integrum


Как показали концерты этой недели, к тринадцатому фестивалю отечественные музыканты получили законное право претендовать на внимание публики наравне с западными хедлайнерами. Еще несколько лет назад подобное было трудно представить: российские инструменталисты, не говоря уже о вокалистах, премудрости исторического музицирования постигали с большим трудом и не слишком большим желанием. Долгое время едва ли не единственным героем российского аутентизма всемирного значения оставался Алексей Любимов. Его выступление и на нынешнем фестивале было в числе самых ожидаемых.

Но вот парадокс: мэтра-старинщика, еще недавно казавшегося незыблемым авторитетом в вопросах эстетической адекватности, в одно касание переиграли музыканты молодой генерации. Алексей Любимов, которому в парной программе «Хаммерклавир и клавесин: инструменты-соперники» досталось почетное второе отделение, очевидно уступил младшей коллеге Ольге Мартыновой, открывавшей вечер и днем ранее блиставшей в клавирном концерте Гайдна в оркестровой программе Pratum Integrum.

Ольга Мартынова
Ольга Мартынова


Слышная буквально с первых нот разница в подходах мастеров двух поколений зафиксировала главный итог Earlymusic-2010: аутентизм перестал быть для отечественных музыкантов «чужой» эстетикой, произошла долгожданная самоидентификация российских исполнителей с европейским опытом рубежа веков. Какими бы безукоризненно (может быть, даже чересчур) точными с точки зрения стиля ни были интерпретации Алексея Любимова, в них очень слышно то идеологическое сопротивление, которое пионеру советского earlymusic приходилось преодолевать на протяжении всей карьеры – начиная со времен, когда концерты родного для клавириста ансамбля «Мадригал» приравнивались к диссидентским сходкам и были манифестами отчаянного музыкального вольнодумства.

Алексей Любимов
Алексей Любимов


Этот груз времени и отягчающие идеологические обстоятельства начисто отсутствуют в игре Ольги Мартыновой: язык исторического музицирования для нее – не приобретенный, а родной, и на территории старинной музыки она чувствует себя не иммигрантом, а, как сказали бы англичане, native-born. Это же неслыханное доселе у отечественных исполнителей свойство продемонстрировал и Pratum Integrum – трудно было вспомнить, когда со сцен обоих филармонических залов доводилось слышать столь умную и тонкую игру: восьмилетний камерный коллектив звучит сегодня куда более осмысленно и культурно, чем все без исключения большие академические оркестры обеих столиц. Результаты, показанные московскими музыкантами на Earlymusic-2010, – победа не только отечественной культуры, но и самого фестиваля. Ведь если бы петербургский форум не устанавливал ежегодно высочайшую планку, российским музыкантам некуда было бы тянуться.

Софья Дымова
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Earlymusic.

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»
 

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор