Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Классическая музыка на неделе: 31 октября – 6 ноября

327
ПоделитьсяПоделиться

В музыкальной афише следующей семидневки саксофон соседствует с органом и экзотическим музыкальным инструментом валторной-пикколо. Баха и джаз играют в рамках одного концерта. «Пять песен» Вагнера сообщают о его самоотверженной любви. Владимир Фейертаг рассказывает о джазе так, как кроме него не умеет никто.

Любовь, быт и Мендельсон

31 октября в Большом зале Филармонии Академический симфонический оркестр филармонии выступит с программой из музыки немецких композиторов. Довольно редко звучащие у нас вокальный цикл для сопрано с оркестром «Пять стихотворений Матильды Везендонк» Вагнера и «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса должны вызвать интерес у меломана.

Вагнеру было свойственно экстатическое понимание любви как мистерии — об этом, например, свидетельствует его опера «Тристан и Изольда». Однако в этой музыкальной драме нашла свое отражение и драматичная история запретных отношений Вагнера с женой друга — мецената Отто Везендонка.  Сама Везендонк брала уроки у Вагнера, поскольку была музыкантом, а также прекрасной поэтессой, и пять стихотворений своей возлюбленной, на которые Вагнер написал «Песни», подобраны не случайно: «Пять песен» – это воспоминание о дружбе, любви и самоотречении Рихарда Вагнера и Матильды.

Контрастом к высокой страсти Вагнера выглядит вполне по-бюргерски уютная одночастная «Домашняя» симфония (или Sinfonia domestica) Р. Штрауса.

Дирижирует Владимир Альтшулер, солистка – Елена Япарова. В концерте также прозвучит «Прекрасная Мелузина»  Мендельсона.

Джаз и джинсы: можно расслабиться

1 ноября в Большом зале Филармонии с программой «Весь этот джаз» выступит петербургский композитор и пианист-импровизатор Андрей Кондаков, чьи джазовые вкусы вполне консервативны. К нему присоединятся гитарист Андрей Рябов, известный контрабасист Владимир Волков, играющий музыку барокко и джаз, Гарри Багдасарьян (барабаны), Алексей Чижик (вибрафон) и трубач Вячеслав Гайворонский. Они исполнят оригинальные композиции и джазовую классику.

Тут не менее интригующим обстоятельством является тот факт, что вести концерт будет Владимир Фейертаг. Еще будучи студентом филфака, Фейертаг собрал джаз-оркестр, играл на фортепиано и писал аранжировки. В 1960 году опубликовал брошюру «Джаз», ставшую первой книгой о джазе на русском языке. Он входил в жюри почти всех джазовых фестивалей и конкурсов, выступал с лекциями о джазе, в 1965 году получил официальный статус лектора-музыковеда Ленконцерта и организовал первые в СССР филармонические абонементы, посвященные джазу.

Многие советские джазовые коллективы приглашали Фейертага в качестве ведущего. Неутомимый пропагандист джаза, он постоянно сопровождал своими комментариями выступления Леонида Чижика, ансамбля «Аллегро», а в Ленинграде неизменно сотрудничал со всеми джаз-группами (оркестр Иосифа Вайнштейна, ансамбль Давида Голощекина, «Ленинградский диксиленд», бэнд Алексея Канунникова и др.). Недаром в среде джазменов шутили, что участие Фейертага в концерте — это уже половина успеха. На концерт стоит сходить просто для того, чтобы увидеть и услышать эту обаятельнейшую «джазовую энциклопедию».

А 3 ноября в БЗФ откроется цикл «Во фраках и в джинсах», который в прошлом году — как говорят в Филармонии — «пользовался большой популярностью у петербургской публики». Схема концертов проста: в первом отделении музыканты в своей обычной «униформе», то есть во фраках, играют классику, а во втором, переодевшись в джинсы, играют мелодии из кинофильмов. Ведёт эти концерты (довольно косноязычно) радиоведущий Александр Малич, откровенно «плавающий» во всём, что касается академической музыки. В этот раз симфонические поэмы Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима», а также музыку Эллингтона, Морриконе и других «киношных» композиторов сыграет Академический симфонический оркестр филармонии под управлением итальянца Федерико Мондельчи — весьма посредственного саксофониста и совсем слабого дирижёра. Так что, как говорится, «думайте сами, решайте сами».
 
Орган-«измы»

Разнообразные «циклы» – довольно популярная вещь у наших чиновников от музыки. В концертном зале Мариинки ещё и месяца не прошло, как орган открылся, а  цикл «Четыре века органной музыки» уже готов! 5 ноября на органном вечере пьесы Жана Франсуа Дандриё Первую органную книгу Луи Маршана и Органную мессу Иоганна Себастьяна Баха исполнит Олег Киняев.

Если уж и говорить об органных циклах и абонементах, то надо обратить взор в сторону Академической Капеллы им. Глинки: там пятого ноября пройдёт концерт абонемента «Всемирная история органной музыки» (ему, кстати, пошёл второй год) под названием «Библия органиста. Творчество И. С. Баха», в котором выступит один из самых ярких музыкантов нашего времени, виолончелист и органист Александр Князев. В концерте примет участие скрипачка Алёна Баева.

ПоделитьсяПоделиться



Орган и джаз «в одном флаконе»

6 ноября в Большом зале Филармонии ещё одна программа из разряда «популярных» или «занимательных» (кстати, далеко не худший образец подобной программы): органно-инструментальный вечер «От классики до джаза» публике представят органист Владимир Хомяков и немецкий музыкант Даниэль Шмаль, играющий на достаточно экзотической валторне-пикколо и трубе. В программе Концерт для валторны-пикколо и органа Марчелло, Прелюдия и фуга ля минор, Ария для валторны-пикколо и органа (из сюиты №3) Баха, Адажио и Концерт для валторны-пикколо и органа Альбинони, Вальс для трубы и органа (из Сюиты №2 для джаз-оркестра) Шостаковича и  «Июльская импровизация» Хомякова.

Отметим, что заслуженный артист России Владимир Хомяков является лауреатом первой премии международного конкурса «Джаз на церковном органе» (Ганновер, Германия). Даниэль Шмаль с детства играл на скрипке, фаготе, фортепиано и даже брал уроки пения, но всё-таки стал трубачом. Вдохновленный искусством великих мастеров эпохи барокко, свой дебютный альбом, куда вошли композиции классического и романтического периодов, а также сочинения  Астора Пьяццоллы и джазовые композиции Майлза Дэвиса, он назвал «Назад к Баху».

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close