Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Банкротство ударит по колесам

Банкротство ударит по колесам

835
shosse.ru

Сегодня по дорогам Петербурга перемещаются около 60 тысяч автомобилей, у владельцев которых полис ОСАГО представляет собой бесполезную бумажку — это клиенты обанкротившейся на днях компании «Конда». При столкновении с такими машинами другим водителям, возможно, придётся ждать компенсации месяцами и даже годами: убытки можно будет взыскать только через суд и лишь с непосредственного виновника происшествия.

Многим пострадавшим в аварии автовладельцам уже в самое ближайшее время придётся вспомнить, как требовать возмещения убытка непосредственно с виновника происшествия, минуя страховую компанию. Уже сейчас по дорогам Петербурга перемещаются около 60 тысяч автомобилей, у владельцев которых полис ОСАГО представляет собой бесполезную бумажку— это клиенты обанкротившейся на днях компании «Конда». Столкновение с такими машинами грозит другим водителям не только причинением вреда здоровью, но и многомесячным хождением по судам.

В то время как одни эксперты только ожидают волну банкротств страховых компаний, другие утверждают, что этот процесс на рынке уже давно начался. При этом они ссылаются на данные статистики: на 1 января 2009 года в стране было зарегистрировано чуть менее 700 страховщиков, однако за последние семь месяцев Федеральная служба страхового надзора отозвала более 60 лицензий. Причём, если раньше это были, в основном, небольшие локальные компании, то теперь - такие «монстры» как СЗСК, «Руссобалт», «Генеральный страховой альянс», «Русская страховая компания» и другие.

Одной из основных причин отзыва лицензии у этих страховщиков стало падение сборов премии при докризисном уровне убыточности. Размер выплат, в силу специфики страхового бизнеса, до сих пор не пришёл в соответствие с падающими сборами, и вышеперечисленные фирмы этого уже не дождутся. А некоторые из тех, кто до сих пор держится на плаву, делают это за счёт необоснованно низких тарифов, что неизбежно приведёт к краху в будущем, - считают многие эксперты рынка.

Впрочем, до сих пор для петербургских водителей банкротства страховых обществ проходили сравнительно безболезненно — это были либо совсем небольшие компании с несколькими сотнями проданных полисов, либо обязательства крупных организаций переходили к другим, более устойчивым страховщикам. Однако 27 июля произошло то, что в перспективе может заставить большое число автовладельцев вспомнить, что произошло до вступления в силу закона об обязательном автостраховании — банкротом признали ЗАО «Конда». Полисы, оформленные в этой компании, имеют на руках более 60 тысяч петербуржцев. Теперь они ничем не отличаются от тех, кто вообще не имеет полиса.

Российский союз автостраховщиков (РСА) специально уточнил, что из его фонда, который предназначен для выплат в случаях банкротства компании — члена союза, никаких компенсаций пострадавшим от автомобилей, застрахованных в ЗАО «Конда», выплачено не будет. Точнее, компенсируют лишь тем, кто пострадал до 27 июля, а вот тем, кто после — не повезло, свой автомобиль они будут восстанавливать за собственный счёт. Или за счёт виновника аварии.

Специалисты уверены, что РСА действует в полном соответствии с законодательством. «Согласно закону о банкротстве, все договоры страхования прекращают свое действие с момента объявления страховщика банкротом. В правилах же РСА об осуществлении компенсационных выплат четко прописан порядок возмещения ущерба по страховым случаям, произошедшим после объявления о банкротстве СК. Выплаты осуществляются только в отношении жизни и здоровья граждан. Для возмещения ущерба по имуществу в такой ситуации потерпевшему необходимо обращаться в судебные инстанции с целью взыскания компенсации непосредственно с самого виновника аварии», - объяснила Юлия Дудко, руководитель отдела маркетинга петербургского филиала ЗАО Страховое общество «АСОЛЬ».

По мнению Валентина Смышляева, директора петербургского филиала «Первой страховой компании», учитывая складывающуюся сегодня практику, можно ожидать вала исковых заявлений, направленных на взыскание ущерба именно с причинителя вреда, а не с его обанкротившегося страховщика или РСА. «Суды такие иски принимают и уже выносят по ним решения», - добавил он.
Стоит отметить, что до наступления «эры ОСАГО» такие процессы могли длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Известны случаи, когда суд выносил решение в пользу истца через 4 года после подачи заявления.

Часть специалистов прогнозируют, что в ближайшие полгода печальному примеру «Конды» могут последовать ещё несколько крупных петербургских страховщиков.
«В наибольшей опасности находятся те компании, чей портфель состоит только из автострахования. Они, как правило, не имеют внятной стратегии развития и выживают лишь за счёт демпинга», - говорит Олег Волошин, заместитель директора петербургского представительства СО «МСК».
Впрочем, некоторые специалисты полагают, что все мелкие компании с рынка уже ушли, освободив место для гигантов федерального значения, которым обанкротиться не дадут.

Справка

Лицензия на ведение страховой деятельности ЗАО «Конда» отзывалась трижды в течение года. В первый раз — в ноябре 2008 года. Тогда компания оказалась центральным действующим лицом скандала вокруг страхования посетителей театральных спектаклей и концертов. Страховые полисы, не имевшие реальной юридической силы, навязывались в качестве «нагрузки» покупателям билетов в театральных кассах. Основанием для приостановления лицензии явилась неплатежеспособность организации: финансовые показатели «Конды» не соответствовали нормативным требованиям, утвержденным Минфином. Лицензия была возобновлена в январе 2009 года, но в апреле прокуратура Адмиралтейского района провела проверку деятельности «Конды» на основании жалоб клиентов компании, которые сообщали о систематических отказах в компенсации ущерба и выплате страховых сумм по ОСАГО, также были сигналы о невыплатах по страхованию КАСКО. Проверка выявила систематические нарушения требований федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В результате Ростехнадзор вновь приостановил лицензию компании, однако окончательно отозвана она была лишь в начале июня нынешнего года в связи с началом процедуры банкротства.

Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях