Сотни тысяч автомобилистов, ежедневно подчиняющихся указаниям светофоров, даже не задумываются, сколь тяжела их участь. Независимое, на первый взгляд, от всех беспристрастное электронное устройство на самом деле совершенно безвольно и бесправно. Насколько тяжело живётся светофору в Петербурге, выяснял «Водитель».
Что касается ввода в строй новых светофорных объектов, то проблема известна: все необходимые согласования занимают полтора-два года. Теперь к ним прибавилось ещё и «наследие прошлого». 5-10 лет назад светофоры подключались к энергосетям весьма просто – провода тянули к ближайшему электрощитку. Сегодня энергетическая компания проводит ревизию всех сетей, и поэтому некоторые светофоры оказались на грани отключения. Отдел ГУ ДОДД, вместо подключения новых объектов, вынужден восстанавливать или создавать новую документацию по уже существующим постам и согласовывать их подключение. Кроме этого, надо подписывать новые договоры на поставку электроэнергии.
Казалось бы, что может быть проще сбора документов на уже имеющийся объект. Но иногда усердие некоторых чиновников вводит в ступор. Например, ГУ ДОДД обращается в комитет по транспорту с просьбой зарегистрировать договор на поставку электроэнергии с единственным источником, например, с ТСЖ. Однако в ответ приходит бумага с требованием объяснить необходимость размещения оборудования именно у этих источников.
То есть, по мнению чиновников, для уже действующих светофоров надо поискать альтернативные источники. Быть может, даже построить новую кабельную линию, потратив ещё несколько тысяч рублей на разработку альтернативных проектов. К слову сказать, цена вопроса по договорам, которые отказался регистрировать комитет по транспорту, от 8 до 12 тыс. рублей в год.
Вторая беда светофоров – это… сотрудники ДПС. Так уж сложилось, что все «трехглазые» в нашем городе имеют специальные выносные пульты управления (ВПУ). Это те самые «кнопки», которые сотрудники ГИБДД нажимают, «вручную» управляя светофорами. Импортная электроника от такого обращения, мягко говоря, сходит с ума. Например, 24 июня в 11 часов в диспетчерскую ГУ ДОДД поступил сигнал о неработающем светофоре на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Обследование показало: «крыша поехала» у него именно от некорректной работы с ВПУ. Инспектор, нажимая на все кнопки подряд и выдерживая дикие интервалы по определённым направлениям движения, заставил систему управления светофором сделать вывод, что она неисправна – человек оказался сильнее немецкой электроники. Нормальной работе мешала и грязь: на объекте обнаружились следы напитков, остатки пищи, жевательная резинка. Работа светофора была восстановлена в автоматическом режиме, а о нарушениях доложили командиру спецбатальона ГИБДД. Ремонт ВПУ отложили на 27 июня. Однако уже 25 июня около 6 утра вновь поступил сигнал о неисправности. Прибывшие специалисты констатировали… смерть светофора. Она произошла в результате несанкционированного вмешательства в работу электросхемы — она попросту сгорела. Через 20 минут после замены блока управления светофор вновь ожил.
При нормальном обращении система поддерживает работу перекрёстка, практически не доводя ситуацию до «мёртвых заторов». Худо-бедно, но установленная 10 лет назад электроника способна организовывать движение именно по тем направлениям, где возникают проблемы.
В Дирекции задумались о целесообразности ВПУ. Опыт работы на площади Восстания и ряде других тяжёлых перекрёстков показал, что автоматика вполне способна не допустить образования заторов в любое время суток. Оперативным машинам помогают продвигаться спецсигналы, а чиновникам и опасным грузам - наряды ДПС.
Прошлым летом глава ГУ ДОДД Андрей Корчагин предложил упразднить жёлтый мигающий режим работы светофорных объектов вечером и ночью. В ГИБДД ответили: перевод светофоров в штатный режим приведёт к «провоцированию водителей к нарушению ПДД». То есть, по мнению ГИБДД, неработающий светофор ночью гораздо безопасней, нежели работающий, который может подтолкнуть водителей на проезд перекрёстков на красный.
Светофорам в Петербурге живётся очень нелегко. Впрочем, возможно, что скоро установить светофор станет чуть проще, и вся процедура будет отнимать не два года, а один. Сегодня в ДОДД создаётся свой проектный отдел, который будет готовить всю необходимую документацию. Но даже если светофоров в Петербурге станет больше, сегодня никто не даст гарантию, что завтра они не начнут использоваться во благо каких-то конкретных людей, а не всех участников движения.
Легко ли быть светофором в Петербурге?
ПО ТЕМЕ