Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Кризисный туризм

605
ПоделитьсяПоделиться

В Хельсинки прошла традиционная туристическая выставка Matka-2009. Вслед за ней аналогичная выставка прошла в Копенгагене. Анализируя тенденции туристической индустрии, можно констатировать, что отрасль ждут перемены, но вот какие — не знают сами участники туристического рынка. Но некоторые прогнозы уже появились — рассказывает корреспондент "Фонтанки.ру"


В середине января в Хельсинки прошла традиционная туристическая выставка Matka-2009. Вслед за ней аналогичная выставка прошла в Копенгагене. Анализируя тенденции туристической индустрии, можно констатировать, что отрасль ждут перемены, но вот какие — не знают сами участники туристического рынка. Но некоторые прогнозы уже появились — рассказывает корреспондент Фонтанки.ру

Выставка в Хельсинки наиболее интересна для российского туриста, так как именно здесь можно увидеть, что предложат финские компании в самой Финляндии, и куда можно будет отправиться через Финляндию дальше.

Общее ощущение было весьма странным — все улыбались, люди ходили и смотрели на красочные стенды, но для кого все это было организовано — оставалось загадкой. «Они (финны) просто ходят, вежливо улыбаются, но никуда не поедут, я чувствую», - поделился сокровенным один из иберийских гостей. Хотя гостей было немало — всего выставку посетило 86 тысяч учтенных гостей (на 1 тысячу больше, чем год назад), и, наверное, еще несколько тысяч - по приглашениям участников выставки.

Еще более откровенной оказалась девушка на одном из финских стендов — ее ответ на вопрос, что ожидается в грядущем году, был лаконичен: «Ничего». Затем она смилостивилась и объяснила ситуацию.

По словам финской красавицы, в Финляндии все рассчитано на обеспеченного российского и британского туриста. Родной турист также имеет средства для отдыха. Точнее — имел. «У нас практически нет ничего в категории бюджетного зимнего отдыха, - сетовала девушка, - а именно этот сегмент станет самым востребованным в следующем году».

Все выставляющиеся признавали, что свои стенды и предложения в основном сформулировали еще летом 2008 года, когда о кризисе еще серьезно не задумывались. Получалось, что публике, которая изменилась, делали предложения вчерашнего дня. Что ж тут удивительного, что публика ходила мимо как на выставке — заинтересованная, но не склонная выкладывать деньги более чем за просмотр экспозиции.

Приезжайте, гости дорогие!

Более или менее адекватно себя представили авиа и прочие транспортные компании, в открытую рекламирующие «дешевые поездки». И вызвали интерес некоторые экспозиции, которые, как показалось, были собраны с учетом реальной ситуации.

Эстонцы создали в экспозиционном зале настоящий летний сосновый лес. И прямо говорили, что с учетом кризиса и падения цен в Эстонии, к лету 2009 года отдых в этой маленькой балтийской стране будет исключительно выгодным — во всяком случае, более выгодным, чем в Финляндии или Швеции.

Финская компания Lahialuematkat сделала акцент на привлечение финского туриста в Россию. Фирменный стиль в духе социалистического реализма по крайней мере запоминается, тем более, что работники фирмы умело объясняли выгоды поездки в Россию именно в момент падения рубля. Судя по тому, что финские товарищи постоянно клубились у стенда, или эти соображения, или соцреализм, а может все вместе, были им по сердцу.

Финны заметно выделялись на фоне собственно российских компаний, которые подошли к процессу привлечения финского туриста несколько формально, без учета самобытности соседей. И вообще — финский зал продемонстрировал две основных тенденции финского принимающего туризма, которые могут расцвести в самое ближайшее время.

Так кратко можно охарактеризовать финские экспозиции. «Туристам скучно в Финляндии, особенно русским, — поделились с "Фонтанкой" своими наблюдениями сотрудники нескольких финских компьютерных фирм, — и поэтому мы считаем, что для них нужно создавать особые виды оригинальных развлечений, прежде всего — тренажеры». Тренажеры действительно производили впечатление — можно было с применением новейших технологий учиться прыгать с трамплина, а можно было осваивать навыки вождения раллийного авто.

По мнению энтузиастов этого направления, российский турист, а тем более дачник, может сэкономить изрядные средства, пройдя курс обучения на тренажере, прежде чем покупать тур на горнолыжный курорт или на автогоночную трассу. «Например, лыжный тренажер может очень хорошо развить чувство баланса и постановку ног, — объяснили «лыжники», - а стереоскопический эффект и вибрирующая платформа под ногами, да холодный вентилятор даст полное ощущение стремительного спуска».

«Наша гидравлическая платформа дает полное ощущение вождения автомобиля по диким трассам Севера, — гордо рассказывали о своей системе «раллисты», - и водитель за несколько уроков поймет свои главные ошибки». На подходе рыболовный тренажер, симулятор рафтинга и еще какие-то совсем непонятные симуляторы.

Кушать подано!

Торжество технической мысли соседствовало со стендами, уставленными оригинальными продуктами питания. Гастрономический туризм — перспективное направление, особенно если учесть, что в России диетическое направление пищевой промышленности весьма слабо развито.

«Мы можем предложить россиянам продукты без лактозы, без сахара, без глютена и прочих пищевых аллергенов, — рассказали "Фонтанке.ру" на стенде провинции Остерботния. - У нас множество предприятий, которые предлагают экологически чистую продукцию, и продукцию диетическую. Ваш турист может питаться у нас вкусно, и полностью диетически».

Мастера по производству напитков тоже не отставали от гастрономов — все желающие могли попробовать газировку из дегтя (!) и разнообразные финские вина. Вообще страна Суоми производит несколько сотен сортов вина — разумеется, из ягод и фруктов местного произрастания. Подавляющее большинство этих вин можно попробовать только на местах их приготовления, и финские виноделы думают об организации винных и ликерных туров по стране.

Новыми продуктами на финском рынке стали осетры и черная икра местного производства. Стоит напомнить, что в начале ХХ века в Финляндии ловились осетры весом более 120 кило, и сейчас стоит задача восстановления популяции этой ценной промысловой рыбы. Что не мешает ее разводить в специальных рыбоводческих хозяйствах, создаваемых в кооперации с промышленными предприятиями, имеющими большое количество сливаемой из систем охлаждения теплой воды.

Однако все в Финляндии прекрасно понимают, что без снижения цены пребывания в их стране туристический поток просто начнет «пересыхать». И взоры финских туристических коммерсантов обращаются к опыту других стран, где научились обеспечивать туриста дешевым и качественным жильем. А пока горнолыжные курорты предлагали солидные скидки на отдых сезона 2009-2010 года. За лето они надеются изыскать резервы и обеспечить рентабельность своему бизнесу. Так что весна этого года может стать временем интересных предложений и инициатив.

Константин Ранкс,
Хельсинки-Копенгаген, "Фонтанка.ру"

Справка:

По данным Финского центра по туризму МЕК, в ноябре 2008 года сложилась весьма красноречивая ситуация с динамикой въездного туризма. Количество россиян, въезжающих в Финляндию, увеличилось за 12 отчетных месяцев на 22%, это рекорд. На втором месте испанцы — 11%. А вот британцев стало приезжать на 17 процентов меньше, на 14 — японцев и на 13 — шведов. Стало меньше ездить в Финляндию американцев, норвежцев, немцев, итальянцев и эстонцев. Есть предположения, что подобные цифры объясняются тем, что в России кризис наступил позже, чем в других странах мира. А что касается испанцев - так их в абсолютном значении гораздо меньше, чем остальных иностранцев, и этот рост будет испытывать незначительные колебания.

Однако есть и другие интересные цифры. Например, в прошлую зиму в Лапландию приехало 250 тысяч британцев, 84 тысячи шведов, 73 тысячи россиян и 53 тысячи немцев. Год назад в Британии кризис уже вовсю бушевал, и тем не менее рост британского посещения зимней Лапландии составлял 37 процентов по сравнению с последней британской предкризисной зимой 2006/2007 года. Россиян, для сравнения, в зиму 2007/2008 года, по сравнению с зимой 2006/2007 года, стало лишь на 16% больше.

Все это подтверждает ранее сделанные выводы о том, что российский турпоток на самом-то деле не такой уж «туристический», сколь хозяйственно-торговый. То есть, около 2/3 всех российских «туристов» едут в Финляндию по делу — посетить друзей, родных, пошабашить, купить кое-какого товару... И уж меньшинство отправляется в Суоми за отдыхом. 73 тысячи человек за зиму — это немало, но в 4 раза меньше, чем британцев, которым, кстати, надо перелететь через Норвежское море.

Цифры, касающиеся этой зимы, еще не опубликованы, но есть предварительные выкладки, согласно которым в этот рождественско-новогодний сезон в Финляндию приехало более 110 тысяч россиян. Однако меньше половины из них отправились отдыхать на курорты, а большиство ограничилось достаточно коротким отдыхом в приграничном и столичном регионах Суоми.

В связи с этим прогнозируется, что кризис в России окажет сравнительно слабое влияние на наиболее обеспеченную часть российского общества, которые сохранят свои предпочтения отдыха в Финляндии. А вот сектор «экономического» туризма может сильно тряхнуть — если поездка в финские пределы станет экономически не выгодной. Ослабление рубля по отношению к евро может сделать приобретение товаров за рубежами России разорительным, однако далеко не все отечественные товары смогут составить конкуренцию импорту по критерию качества.

Некоторые финские туристические фирмы уже сейчас заняты разработкой специализированных туров — для семей с детьми, детей-инвалидов, хронических больных, лиц, нуждающихся в медицинском активном отдыхе и других специализированных предложений.


ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close