Сейчас

+14˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+14˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 14

1 м/с, с-з

751мм

91%

Подробнее

Пробки

1/10

Страховщики ищут резервы

339
ПоделитьсяПоделиться

Кризис коснулся всей сферы финансовых услуг. В отличие от банков, страховая отрасль крепче держит удар, так как имеет запас прочности — платежи здесь отсрочены во времени. Но тяжелые времена уже наступили, и через год-два рынок страхования может уменьшиться в несколько раз. По прогнозам руководителей страховых компаний, опрошенных «Фонтанкой», приток свежих взносов станет существенно меньше. Участники рынка не исключают, что уже в ближайшие месяц-два начнется массовый демпинг с целью получить клиентские деньги любой ценой. Эксперты рекомендуют оплачивать полисы в рассрочку — даже если страховая компания обанкротится, потери окажутся меньше.

По оценкам генерального директора ОАО "Ингосстрах" Александра Григорьева, к 2011 году из 800 компаний на рынке останутся около 300. По ОСАГО число страховщиков сократится со 170 до 70 игроков. «Многие пойдут на всё, чтобы получить последний кэш, премию любой ценой, чтобы конвейер «взнос-выплата» двигался, - предупреждает Григорьев, - причем по каско на один договор приходится 1,4 страховых случая».

До нынешнего кризиса страховщики чувствовали себя комфортно. События 1998 года страховую отрасль почти не затронули, так как ее объемы были мизерны. Тогда страховщики чаще всего занимались налогосберегающими схемами, то есть уменьшали налоги предприятий. И сейчас отдельные фирмы занимаются такой «оптимизацией». Бурное развитие страхования началось в 2003 году с вводом закона об ОСАГО. Второе дыхание отрасль получила спустя пару лет, когда появилось добровольно-принудительное страхование имущества, купленного в кредит (машины, квартиры и пр.). Сейчас прежние драйверы роста перестали действовать. К тому же корпорации вовсю режут свои бюджеты, а страхование в них не является приоритетным направлением.

Страховая отрасль инертнее банковской, так как выплаты за взносы, сделанные, например, в 2007 году, будут произведены в 2008. Страховые компании привыкли комфортно жить на растущем рынке – ежегодно он прирастал на 25-30%. Сам собой появился принцип пирамиды: из поступивших взносов производились выплаты по предыдущим договорам. Сейчас же поток новых денег упал: в конце 2008 года эта динамика не столь заметна, но первые месяцы 2009 будут явно «голодными».

«Текущий декабрь неоднозначен, традиционно активизируются ФГУПы, которым надо освоить бюджеты до конца года, - рассуждает Сергей Сафронов, генеральный директор компании «Авеста». - Строители реже пролонгируют договоры, больше стало соглашений на короткий период, например, до марта, когда может закончиться период неопределенности. Почти все хотят рассрочку. Набранный декабрьский «жирок» раньше помогал пережить начало года – в январе-феврале традиционно снижена деловая активность. Теперь этого «жирка» стало меньше».

В период отсутствия взносов, страховщики будут залезать в собственные резервы. Эти фонды призваны гарантировать выплаты. Но не факт, что «страховая кубышка» окажется заполненной. По правилам Страхнадзора, деньги фонда должны были быть разделены в определенной пропорции между недвижимостью, депозитами, акциями и облигациями. Регулятор проверяет компании раз в квартал, а в остальное время резервы могли, например, быть направлены на фондовый рынок, который в лучшие времена давал прибыль в 70% годовых. Депозиты страховщиков тоже под угрозой - система страхования вкладов не распространяется на юрлиц, то есть страховщиков – последним придется стоять в общей долговой очереди к банку, если тот разорится.

Другая тенденция 2009 года – снижение качества сервиса и занижение выплат. В службы урегулирования убытков наверняка будет спущена команда платить меньше — любой ценой. Страховщики будут придираться к собранным клиентом документам и чаще посылать их в суд. Настоящая война может разгореться между страховщиками и автодилерами. В условиях падения продаж новых иномарок последние будут пытаться больше зарабатывать на авторемонте и завышать расценки. С другой стороны, страховщики могут задерживать перечисление денег за ремонт.

«В сложной ситуации компании окажутся к 1 кварталу 2009 года, - считает Сергей Тихонов, исполнительный директор ОАО «КИТ Финанс Страхование» (прежнее название «Класс»). – Рынок разделится на три примерно равные доли: банкротство, продажа бизнеса (следует помнить, что покупатель будет диктовать правила) и самостоятельное выживание, если у страховщика хватит наличности».

Тихонов полагает, что в группе риска окажутся страховщики, у которых суммарная доля ОСАГО и каско больше 50%, причем доля взята за счет агрессивных агентских продаж, уклон в ДМС также опасен. «Ряд компаний демпинговали, чтобы занять долю рынка, они хотели вернуться к нормальным ценам после получения нужной доли, но не все успели, - полагает Сергей Тихонов. – Причем в период кризиса число страховых случаев увеличится, так как отсутствие денег будет подталкивать часть клиентов на мошенничество».

Снижение цен в рознице уже началось, например «Росгосстрах» обещает скидки до 30%. «По корпоративным видам страхования демпинг не так очевиден, - рассказывает Николай Карпов, заместитель директора СПб филиала страховой группы «СОГАЗ». – Просели продажи автотранспорта в кредит и большинство страховых компаний теряет доход. Поэтому идет жесткая конкурентная борьба, цены на страховые полисы некоторых компаний снижены до 30-40%».

Николай Карпов добавляет, что каско и ОСАГО - это фактически входной билет для страховщиков к менее рисковому рынку имущественного страхования. «Однако компаниям, которые увлеклись «моторным» страхованием, сейчас плохо - каско может быть прибыльно только при защите автопарка юридических лиц», - утверждает Карпов.

Страховщики также ужимают внутренние издержки. Обнародованы сокращения в страховых монстрах «Ингосстрах» и «Росгосстрах», другие компании делают это не столь публично.

«Начнется перераспределение клиентской базы, в том числе и «неспортивными» методами, - уверена независимый эксперт Галина Рувинская. - «Халтурят» практически все, включая штатных сотрудников. Легче предложить потенциальному клиенту другую компанию с более низким тарифом, чем тратить время и силы на его убеждение. Брокеры постепенно освобождаются от агентов и сажают на обслуживание своей базы штатных сотрудников. Страховщики стали жестко контролировать портфели агентов, используя угрозы – не пролонгируешь этот договор у нас, вся твоя база будет передана в прямые продажи».

Что делать застрахованному? По ОСАГО заплатит резервный фонд РСА, а вот добровольное страхование никто не компенсирует. "Среди показателей устойчивости страховой компании я бы выделил следующие: сильный и надежный акционер, ориентированность компании на классическое страхование и на розничного покупателя ("схемные" страховщики пострадают первыми), грамотная политика перестрахования, – рекомендует Дмитрий Фельдман, генеральный директор СОАО «Регион». - Также важно наличие корпоративного сайта, публикующего полный объем информации о компании. Рекомендации ранее страховавшихся – это хорошо, но сведения могут устареть».

Страхователю при внесении крупной суммы выгоднее разбить ее на два или четыре платежа за год. Тогда, например, при продаже машины ее бывший владелец не платит очередной взнос, и договор автоматически прекращает действие. Если страховщик разоряется, то также не надо досрочно прекращать договор.

Николай Львов,
специально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close