Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

«Тристан и Изольда», опера и видео

910
ПоделитьсяПоделиться

19 июня на сцене концертного зала Мариинского театра состоялась российская премьера оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в постановке известнейшего американского видеохудожника Билла Виолы. Дирижировал маэстро Валерий Гергиев.

Работу над произведением, которое Вагнер сочинил в 1857—59 годах, Билл Виола начал в 2003-м по приглашению музыкального руководителя Лос-Анджелесского филармонического оркестра, финского композитора и дирижера Эсы-Пекки Салонена и Питера Селларса, крупнейшего американского театрального деятеля, прославившегося новаторскими постановками классических пьес. Через два года на сцене Парижской Оперы зрители получили фактически концертное исполнение — ни декораций, ни костюмов. Только скрытые в полумраке зала оркестр и певцы, и висящий над ними огромный экран, на который транслировался смонтированный Виолой видеоряд.

С тех пор эта работа с успехом ставилась в Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Севилье, Роттердаме. Теперь полная версия трехактной пятичасовой оперы демонстрируется и в Петербурге (будет представлена еще и 22 июня).

Как рассказал Билл Виола, изначально он пытался отталкиваться от музыки Вагнера, но музыка оказалась слишком многозначна для того, чтобы привязать к ней какие-то визуальные образы. Тогда художник обратился к либретто, которое основано на одной из версий легенды о любви Тристана и Изольды, описанной в немецком средневековом куртуазном романе Готфрида фон Штрасбурга.

Для реализации этого проекта Виоле понадобился весь его 35-летний опыт работы. Он использовал собственные любительские съемки в лесу и на море, павильонные постановки, видео 70-х годов, материалы с автоматических банковских камер безопасности. Весь этот материал во время спектакля два оператора каждый раз монтируют в режиме онлайн с трех специальных серверов так, чтобы перемены планов точно коррелировали с развитием музыкального действия.

В съемках видео участвовали профессиональные актеры, и, как отметил Билл Виола, для всех эта работа стала серьезным жизненным опытом. Исполнительница главной женской роли Лиза Роден за полтора месяца до начала проекта перенесла операцию на открытом сердце и, пытаясь привнести этот опыт в свою игру, по ее словам, снимаясь обнаженной в затемненном кинопавильоне, испытала то же самое, что на операционном столе. Нечто похожее произошло с Джеффом Миллзом, который играл Тристана — в одном из эпизодов он «почувствовал» себя собственным сыном, который родился тремя месяцами ранее. Мужчина расплакался прямо на площадке. В составе съемочной группы оказались и действительно влюбленные — специально приглашенные каскадеры французского Cirque du Soleil. Вскоре после премьеры они поженились, и недавно у пары родился ребенок.

Билл Виола признался, что после работы над «Тристаном и Изольдой» он не скоро сможет заняться проектом такого же масштаба. Ведь это один из важнейших в истории сюжетов о человеческом опыте и готовности отдать жизнь за любовь. Виола даже сказал, что лично он готов пожертвовать собой ради сыновей и жены. Правда, у супруги художника, австралийки русского происхождения, Киры Перов на старинный сюжет иная точка зрения: это история не только о любви, но и об обмане, чего ей бы меньше всего хотелось видеть в семейной жизни.

Валерий Гергиев отметил, что в такой версии опера ставилась на разных площадках и вполне могла бы появиться на основной сцене Мариинского театра. Но акустически в новом концертном зале, который проектировался крупнейшим мировым специалистом Ясухисой Тойота, выиграют и исполнители, и зрители. Постановка «Тристана и Изольды» - это еще один шаг на пути возрождения вагнеровских традиций в Петербурге, учитывая то, что сегодня, пожалуй, самый громкий проект Мариинки — оперная тетралогия немецкого композитора «Кольцо нибелунга».

Не только премьера, но даже вчерашняя репетиция «Тристана и Изольды» собрала полный зал. И если объяснить величие вагнеровской музыки, как заметил Билл Виола, действительно не просто, то представленное на суд публики видео показалось несколько примитивным, хотя порой, без сомнения эффектным — примерно, как реклама United Colors of Benetton. Если в первом акте зрители наблюдали, в основном, море и подводные съемки обнаженных героев, то во втором, в полном соответствии с мыслью, что на огонь и воду можно смотреть бесконечно, на экране бушевало пламя и летели искры. Наготу, впрочем, тоже никто не отменял. Даже самое общее знакомство с легендой о Тристане и Изольде действительно легко давало понять, какой сюжетный ход иллюстрирует то или иное видео.

Зрители делились впечатлениями от постановки с традиционным петербургским скепсисом. «Ну и как тебе эти эротические водные купания?» - интересовалась в фойе театралка у свой подруги. «Проецируют мужика с бабищей раздетых, но при чем тут Вагнер. Поют все равно неважно. В зале биток», - рассказывал кому-то по телефону меломан, отследивший все действие по дореволюционной оперной партитуре, подсвечивая себе мобильником...

Николай Конашенок,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close