Архитектурное решение «Газпром-Сити» явно контрастирует с историческим центром Петербурга. Изменение высотного регламента в охраняемом ЮНЕСКО центре города и буферных зонах невозможно, так как именно с таким условием Петербург вносился в списки всемирного наследия. Примером бережного отношения является проект реконструкции «Новой Голландии», а проект второй сцены Мариинского «создает в городе разрыв». Такие громкие заявления сделал глава Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарин на «секретной» встрече участников петербургской конференции ЮНЕСКО с ведущими архитекторами города, затянувшейся 30 января до полуночи.
Встреча была действительно неофициальной, и журналистов на неё никто не приглашал. Однако, приехав вечером в отель, где живут участники конференции, глава петербургского КГИОП Вера Дементьева с удивлением обнаружила там телекамеры и десятки пишущих журналистов. Попытавшись убедить прессу в том, что нас ждут исключительно скучные научные разговоры, Вера Анатольевна довольно быстро сдалась и, надо отдать ей должное, помогла журналистам преодолеть кордоны службы безопасности.
Общение с Франческо Бандарином и его коллегами (вместе с главой Центра всемирного наследия на встречу пришло несколько известных экспертов) инициировала своим письмом группа петербургских общественных деятелей и архитекторов – Александр Марголис, Михаил Мильчик, Владимир Попов, Валерий Никишин и другие. Они хотели поделиться с руководством ЮНЕСКО опасениями и попросить западных специалистов, в свою очередь, поделиться опытом сохранения исторического наследия в других городах. Как признался глава петербургского союза архитекторов Владимир Попов, его больше всего волновали два вопроса – «Газпром-Сити» и возникшая в последние дни еще большая опасность – разговоры о полной отмене высотного регламента в буферной зоне вокруг исторического центра. Как говорили на встрече архитекторы, заявление о том, что охраны самого центра вполне достаточно, сделал на днях в стенах КГА вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров.
«Конечно, можно всё отменить, но что мы будем делать потом?» - прокомментировала эти разговоры Вера Дементьева.
Всё это, с просьбой выступить своеобразным международным арбитром, и было высказано Франческо Бандарину и экспертам ЮНЕСКО.
«Для не владеющего всей информацией международного сообщества, - признался Франческо Бандарин, - проект «Газпром-Сити» самая заметная проблема Петербурга. Во-первых, он находится слишком близко к охраняемому историческому центру и Смольному собору. Во-вторых, это очень большое здание… Площадь 270 тысяч квадратных метров, 20 тысяч работающих в нем человек и 3 тысячи живущих. По опыту европейских городов – здания такого размера никогда не строились так близко к центру. Даже лондонские бизнес-центры расположены на расстоянии 5-6 километров. В Париже – 12», - объяснял глава Центра всемирного наследия.
При этом Франческо Бандарин, встречавшийся с разработчиками «Газпром-Сити» и изучавший все участвовавшие в конкурсе проекты, заметил, что «сам проект интересен, это очень любопытное новаторское предложение». «Но Петербург - горизонтальный город, расположенный вдоль реки, и архитектурное решение, которое столь явно контрастирует с ним, – неприемлемо», - заявил он.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко объясняла главе Центра, что башня - только предложение, и проект еще не принят. «Тем не менее, зная, от какой компании это предложение исходит, мы воспринимаем его серьезно. Нас ожидает долгая дискуссия, прежде чем будет принято окончательное решение» - сказал глава Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и перешел от «Газпром-Сити» к высотному регламенту вообще.
По мнению Бандарина, высотный регламент не может быть изменен, так как именно с его учетом Петербург и был внесен в список всемирного наследия. «Мы будем наблюдать, как это соблюдается. Не думайте, что ЮНЕСКО собирается оставить город на произвол судьбы» - сказал Франческо Бандарин.
Глава делегации ЮНЕСКО высказался по еще двум громким петербургским проектам – Новой Голландии и Мариинке-2. Современный дизайн должен быть тщательно выверен на соответствие характеру города, и Новая Голландия характеру Петербурга соответствует, а вот модернистское решение Доменика Перро создает в городе разрыв.
«Мы много обсуждали с Верой Дементьевой и губернатором этот золотой щит. Возможно, происходящее сейчас со второй сценой Мариинского является результатом этих обсуждений? Может быть, проект можно адаптировать и нас ждут в ближайшее время какие-то новости?» - предположил господин Бандарин.
Время шло, а обмен мнениями и эмоциями в отведенном для встречи тесном зале не прекращался. «Завидую вам – у нас стране уже давно вопросы сохранения культурного наследия не вызывают ни такой страсти, ни такого внимания», - сказала Кристина Камерон, член Комитета всемирного наследия из Монреаля.
«Скажите спасибо «Газпрому» - ответил ей «проникший» на встречу депутат петербургского ЗакСа Сергей Гуляев.
*
Напомним: споры вокруг "Газпром-сити" совпали с избирательной кампанией в парламент Петербурга. По предмету не высказывался только ленивый. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов вчера заявил, что снятие «Яблока» по надуманным основаниям - "это некая расправа за его позицию, в том числе по строительству башни «Газпрома».
Коммунисты на недавней пресс-конференции раскритиковали проекты городских властей "Балтийская жемчужина" и "Газпром-Сити", против которых выступали яблочники. СПС, по словам лидера городских правых Станислава Еремеева, также намерен подкорректировать свою программу и учесть в ней ряд идей "Яблока".
Эксперты международного Центра, высказавшись по поводу "Газпром-сити", косвенно оказались втянутыми в предвыборные игры вокруг строительства административно-делового центра, подогреваемые теми, кто уже начал свои предвыборные кампании.
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру
ЮНЕСКО поборется за высотный регламент
238
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ
Лайк
Смех
Удивление
Гнев
Печаль
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter