Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Кто владеет информацией - тот владеет миром

190

Рынок информационно-справочных изданий активно развивается, его рост в России составляет 10-12 процентов в год. Петербург считается городом, обеспеченным справочными изданиями высокого качества.

Слова «Кто владеет информацией, тот владеет миром» стали особенно актуальны сейчас. В связи с этим рынок информационно-справочных изданий активно развивается, его рост в России составляет 10-12% в год. Петербург считается городом, обеспеченным справочными изданиями высокого качества. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» президент ООО «Эниро Рус» Александр Смолин, в Петербурге издается около 10 значимых справочных изданий. Лидерами рынка являются издательские группы «Пресском» (справочники «Весь Петербург» и «Жёлтые страницы»), «Желтые страницы Санкт-Петербург» и «Эниро Рус-С» (справочники «Контакт» и «Навигатор»).

В отличие от Петербурга в Москве компания «Эниро Рус» является практически монополистом рынка – справочник этого издательства «Желтые страницы Москва» дает наиболее полное представление о московских компаниях. Неразвитость московского рынка в плане разнообразия справочников связана, прежде всего, с тем, что барьер входа на рынок в столице очень высок. Новые справочные издания там постоянно появляются и исчезают, зачастую не выдерживая конкуренции с традиционными каналами рекламы. Очень велики издержки на сбор информации, т.к. фирмы часто меняют названия, адреса, одни компании исчезают, появляются новые. Распространение справочников осложняется тем, что Москва давно вышла за пределы кольцевой автодороги - в Московской области находится не менее 45 населенных пунктов, играющих не последнюю роль в деловой жизни Москвы.

Возможно, именно отсутствие развитого рынка справочных изданий в Москве стало причиной приглашения главного редактора петербургского издательского дома «Пресском» Александра Яковлева на аналогичную должность в компании «Связьинвест-Медиа». Комментируя этот переход, Александр Смолин высказал две возможные подоплеки произошедшей рокировки. С одной стороны, можно сказать, что человек, добившийся определенных успехов на питерском рынке, едет оказывать помощь своим коллегам, которые уже давно, но безуспешно пытаются поднять свой проект в Москве, но в то же время в Москве достаточно своих профессионалов, которые могут сами это сделать за короткий срок. С другой стороны, наметившаяся стагнация бизнеса «Пресскома» на питерском рынке и смена руководящего состава, по мнению Александра Смолина, позволит одновременно придать новый импульс развитию компании и перевести на «другую работу» не справившегося руководителя с наименьшим шумом. Хотя грядущая продажа компании «Связьинвест» и стоящие за этим интересы крупнейших игроков российского рынка могут кардинально изменить положение «Пресскома» на рынке.

В целом, отмечает Александр Смолин, современный этап развития информационно-справочных ресурсов в России характеризуется высокой конкуренцией как в борьбе за потребителя, так и в отношениях между игроками рынка. Поэтому этот бизнес давно вышел за рамки просто издания телефонных справочников - теперь компании занимаются предоставлением различных информационно-справочных услуг. Бурное развитие этого направления во многом связано с тем, что справочники становятся одним из наиболее перспективных носителей для размещения рекламы, как потребительской, так и профессиональной. Сейчас люди обращаются к справочным изданиям почти так же часто, как и к поисковым системам, являясь одновременно и потребителями рекламы. Традиционные каналы - такие как радио и телевидение - уже сейчас насыщены и перенасыщены рекламой. Кроме того, электронные СМИ ограничены как по количеству каналов, так и по эфирному времени, выделяемому на рекламу. Это неизбежно приводит к повышению стоимости рекламы. Так, только за прошлый год стоимость рекламы выросла на 30-40% в реальном выражении. Расценки же на рекламу в информационных справочниках остаются стабильными, а охват аудитории растет, что привлекает рекламодателей. Но и у этой благоприятной ситуации есть свои подводные камни. Если рынок традиционной рекламы уже стал относительно цивилизованным, его участники достаточно уважительно относятся друг к другу, а этические нормы в основном соблюдаются, то информационно-справочный бизнес находится на ранней стадии развития. Обеспокоенность вызывает отношение участников рынка друг к другу. Иногда конкуренция приобретает не вполне здоровые формы. Настоящая корпоративная культура еще только формируется, и борьба сейчас ведется не за потребителя, а между компаниями. По словам Александра Смолина, потребителю должно быть все равно, какой справочник он использует – главное, чтобы информация там была высокого качества. И только тогда, когда будет достигнуто такое положение на рынке, можно будет считать его окончательно сформировавшимся.

Одним из признаков нездоровой конкуренции можно назвать и появление большого количества справочников, содержащих в своем названии слова «Желтые страницы». По словам Александра Смолина, в Швеции и ряде других государств Европы существуют уникальные «Желтые страницы», и любые попытки копировать и продукцию, и бренд встречают резкий отпор со стороны соответствующих надзорных органов. Создание и обслуживание баз данных считается очень серьезным делом, поэтому и государство очень серьезно относится к тем, кто этим занимается. К сожалению, в России термин «желтые страницы» регистрации не подлежит, т.к. звучит слишком общо. Поэтому и приходится некоторым компаниям предпринимать не слишком профессиональные шаги, чтобы отобрать клиентов у конкурентов, например, переименовывать часть тиража устоявшегося справочника в очередные «желтые страницы».

В ближайшее время появления новых игроков на российском рынке информационно-справочных ресурсов не ожидается – бизнес требует серьезных вложений для создания и поддержания баз данных, создания и удержания профессиональной команды. Основной же угрозой для телефонных справочников считается Интернет – там и информации больше, и обновлять ее можно чаще, и издержки ниже по сравнению с изданием печатных справочников. Тем не менее, в странах Северной Европы, где рынок информационных справочников существует уже более 100 лет, за последний год использование печатных справочников выросло на 5%. Причины этого еще только предстоит проанализировать. В России тем более в ближайшее время отказываться от традиционных справочников не планируется – доступ к глобальной сети в России еще крайне ограничен, трафик стоит относительно дорого, а большая часть населения предпочитает доверять печатному слову. Кроме того, интернет подвержен вирусам, которые могут в один момент нанести серьезный ущерб системам обработки данных. Но существуют примеры и полного отказа от традиционного издания справочников. В Германии, где телекоммуникационные услуги развиты намного больше, компания «Эниро» решила полностью «уйти в Интернет», т.к. издание печатных справочников стало просто нерентабельным – так один из них издавался в 64 томах. Кроме интернета, конкурентами традиционных справочников в Германии являются телефонные справочные службы, где за небольшую плату можно получить подробную информацию об интересующих фирмах, товарах и услугах.

Вообще в Европе сейчас наблюдается период стабильного развития различных справочно-информационных изданий. Они становятся одним из наиболее удобных способов размещения рекламы, растет и прибыльность бизнеса. В России же этот рынок находится пока на той же ступени развития, что и бизнес вообще. Но уже сейчас рынок справочно-информационных изданий вызывает неподдельный интерес со стороны инвесторов, а значит – будет развиваться, постоянно расширяя спектр услуг, предоставляемых потребителям.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close