Вчера Конституционный суд уравнял в правах негосударственных лоцманов и их коллег, состоящих на государственной службе. В Ассоциации Морских лоцманов России говорят, что справедливость, наконец, восторжествовало. А их оппоненты в лоцманской службе при Морской администрации порта Санкт-Петербурга считают, что жизнь покажет, кто был прав. Но обе стороны склоняются к тому, что дело все-таки в деньгах...
Начнем с истории конфликта: 17 июля 2001 года вышло постановление правительства РФ N538, запрещавшее негосударственным лоцманским организациям вести деятельность в портах Петербурга, Мурманска, Новороссийска и Калининграда. Согласно этому постановлению, лицензия Общества морских лоцманов аннулировалась с начала 2002 года, и все лоцманы должны были перейти на госслужбу. В Обществе морских лоцманов Петербурга было ликвидировано более 400 рабочих мест. Вместо этого была создана лоцманская служба в составе МАПа.
Реакция лоцманов не замедлила себя ждать: десятки судов были "заперты" в петербургском и калининградских портах, люди отказывались выходить на работу. С просьбой повлиять на ситуацию лоцманы обращались к Путину как «гаранту Конституции», однако поддержки не нашли. Лоцманы считали, что такими действиями в стране ликвидировались высокопрофессиональные лоцманские организации, действовавшие в течение десятка лет. Вместо профессионалов, отказавшихся идти на госслужбу, спешно обучали новичков, а это могло сказаться на безопасности судоходства.
Тем временем чиновники уверяли, что вопрос о реорганизации лоцманских служб витал в воздухе еще с 1999 года, когда был принят Кодекс торгового мореплавания. В нем прямо говорилось, что лоцман - служащий государственной организации.
Эти-то статьи Кодекса и были признаны «не соответствующими основному закону страны» и ограничивающими права негосударственных лоцманских служб на вчерашнем заседании Конституционного суда РФ. Суд обязал урегулировать деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Теперь, чтобы окончательно уравнять в правах частные и государственные лоцманские службы, Государственной думе необходимо внести соответствующие поправки в Кодекс торгового мореплавания.
«Решение суда показало, что в стране существует закон. Это радостный момент в нашей жизни, который признает присутствие права», - так прокомментировал корреспонденту «Фонтанки» решение Конституционного суда президент Ассоциации морских лоцманов России Владимир Егоркин. «Решением суда самоуправляемая организация лоцманов признана лучшей, - считает Владимир Иванович. – И это правильно. Потому что по схеме самоуправления в мире работает две трети лоцманских организаций».
Как будут развиваться события на петербургском рынке лоцманских услуг, Егоркин сказать пока затрудняется. Он отметил только, что госслужба лоцманов в МАПе до сего дня пыталась конкурировать с негосударственниками путем повышения заработной платы. Причем размеры зарплат лоцманов раза в три-четыре превышали заработную плату капитана порта.
В МАП подтвердили данную информацию, отметив, что начальник МАПа действительно получает на порядок меньше, чем рядовые лоцманы. Поэтому за три года существования лоцманской службы МАПа оттуда уволилось всего 10 человек - сейчас там работает 146 лоцманов. Однако, отметил источник в лоцманской службе МАПа, такое положение вещей сохранится до тех пор, пока государство будет сохранять размеры зарплат. Потому что цель этой войны на самом деле одна – «все борются за лоцманский сбор». И вполне возможно, что в скором будущем государство для привлечения средств и повышения рентабельности Морского порта пойдет на снижение лоцманского сбора. «И тогда точно все разбегутся, в госслужбе работать будет некому», - считают в лоцманской службе порта.
Светлана Андреева,
Фонтанка. ру