В понедельник в старейшем российском вузе - Санкт-Петербургском государственном университете - был выбран ректор. На этот пост был выдвинут один претендент - действующий ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Как сообщает "Эхо Петербурга", выдвижение одного кандидата соответствует Уставу университета. Людмила Вербицкая возглавляет университет уже 10 лет и вчера была избрана на третий 5-летний срок.
Рабочий день Людмилы Алексеевны Вербицкой занят поминутно. Иначе и быть не может: ректор крупнейшего в стране – Санкт-Петербургского - университета занимается научной деятельностью, читает лекции и ведет активную общественную деятельность. Но назвать Людмилу Алексеевну на современный манер деловой дамой язык не поворачивается. Вербицкая, наверное, в первую очередь, учитель, всегда готовый помочь добраться до истины не только вчерашним школярам, но и известным политикам.
За неделю до нового избрания Людмилы Вербицкой на пост ректора Университета с ней побеседовал корреспондент газеты "Ваш Тайный советник". "Фонтанка" публикует выдержки из этого интервью. Полностью его можно прочитать в 87-м номере газеты, который появился в продаже в понедельник.
- Чем нынешние студенты отличаются от студентов доперестроечной формации?
- С одной стороны, они такие же, потому что молодые люди всегда остаются молодыми людьми. Но с другой стороны, очень отличаются. Они стали, если можно так выразиться, более практичными. Нет прежней инфантильности, которая была характерна для студентов семидесятых или восьмидесятых годов. Они очень ценят те возможности, которые дает университет, и стараются получить здесь как можно больше. Наше главное преимущество перед другими вузами заключается в том, что у нас огромное количество специальных курсов и семинаров. Я знаю, что многие студенты выбирают нужные им курсы не только на родном, но и на других факультетах и целенаправленно их посещают.
Совсем недавно деканы факультетов менеджмента, экономического, юридического, филологического и других говорили о том, что у них практически нет проблемы распределения студентов. Они сами находят себе работу во время обучения, причем многие начинают работать довольно рано – уже на втором курсе. Сначала временно – вагоны разгружают, на выставках работают, а потом находят работу по специальности – в коммерческих, юридических фирмах, редакциях, со временем становятся там полноправными членами коллектива. Понятно, что на стипендию даже в 384 рубля не проживешь, а деньги у родителей далеко не все хотят брать. Но я думаю, главная причина заключается в том, что нынешние студенты очень хорошо понимают: их будущее зависит от них самих. Конечно, и сегодня можно устроиться по звонку на работу, но никто не будет держать человека, который ничего не умеет.
- Как вы считаете, можно ли, как раньше, говорить о высоком уровне российского образования?
- Российское образование сегодня очень разное. Недавно у нас был торжественный ученый совет по случаю дня рождения университета. Я решила, что будет интересно проанализировать какие-то страницы нашей истории, и взяла университетский отчет 1869 года. Профессор Кесслер, который в то время был ректором, размышляет в этом отчете о том, чем отличается университетское образование от того образования, которое дает обычный институт. Надо сказать, эта проблема актуальна и сегодня. Он замечает, что в одной конкретной дисциплине, например в начертательной геометрии, знания могут быть и равными. Но сочетание дисциплин в университете таково, что оно дает фундаментальность, базис. Кроме того, говорил профессор Кесслер, в университетском образовании есть особая духовность и масса предметов, которые также воспитывают душу. Все сказанное тогда характерно для университетского образования сегодня.
Надо сказать, что настоящих университетов, где дается фундаментальное образование, где есть исследовательские институты и результаты исследований сразу используются в аудиториях, где учат размышлять, анализировать, сравнивать, таких университетов не более тридцати по всей России. В таких университетах образование действительно выше, чем на Западе. Но если мы говорим в общем о высшей школе России, то вузы, конечно, очень разные. Тем более вузы коммерческие. В некоторых можно вообще не ходить на лекции, только плати больше. Какое там может быть образование? Хороших коммерческих вузов немного, например наш петербургский банковский институт действительно дает высокого уровня образование. Думаю, этому способствует и тот факт, что там используются наши учебные планы и программы и многие наши преподаватели там работают.
- Введение единого госэкзамена – это плюс или минус для российского образования?
- Я возглавляю комиссию по единому экзамену по русскому языку. В эксперименте участвуют уже 60 процентов субъектов Федерации. Я знакома с точкой зрения многих губернаторов и ректоров, которые уже прошли через единый госэкзамен. Они считают, что эта система действительно дает реальный шанс для получения высшего образования детям из разных социальных слоев. Мы знаем, в каких условиях растут петербургские и московские дети. Подготовительные курсы – в каждом вузе, малые университеты – пожалуйста, я уж не говорю о тех родителях, которые могут платить сумасшедшие деньги репетиторам. Если этот экзамен дает равный доступ к образованию, то очень хорошо, и я буду за.
Людмила Вербицкая считает, что усилия, направленные на изучение языков - в том числе, конечно, и родного - всегда окупаются. По ее словам, успехи России на международной арене во многом связаны с тем, что наш президент общается с правительствами глав государств на их языках.
- Конечно, - рассказала Людмила Вербицкая, - официальные встречи идут по протоколу: каждый говорит на своем языке с переводчиком. Это к тому же и удобно, потому что, пока говорит переводчик, можно обдумать ответ. Но в неформальных встречах Владимир Владимирович говорит либо по-немецки, либо по-английски. Причем, заметьте, он выучил английский, которого практически не знал, буквально в последние годы, каждый день по часу занимаясь языком. Уже летом 2002 года он уверенно говорил с Бушем по-английски. Я считаю, что во многом приезд в Петербург сорок пяти лидеров с супругами стал возможен благодаря тому, что Путин общался с ними без переводчика.
- Вы выпустили «Словарь» для политиков. Как вы считаете, политики поддаются воспитанию?
- Я считаю, все зависит от человека. Если он хочет говорить правильно, то найдет возможность заглянуть в словарь и усовершенствовать свой язык. Тем более что их-то речи заметно влияют на язык широких масс. Мы специально сделали карманный формат словаря, чтобы можно было с собой носить.
- Какими способами можно бороться с распространенным явлением, когда подростки разговаривают между собой только нецензурным языком?
- Язык вообще явление социальное, тем более в молодежной среде. Козьма Прутков говорил: «Зри в корень». И это как раз тот самый случай. Воспитательными методами эту проблему решить сложно, нужно заниматься семьей.
- В апреле будет десять лет, как вы здесь главная фигура. Появились ли у ваших подчиненных какие-то новые привычки?
- Они все, конечно, стали следить за речью. Я резко не одергиваю, но стараюсь, например, произнести правильно неправильно произнесенное коллегой слово. Действует очень хорошо.
Надо сказать, что за десять лет много новых традиций появилось. Например, я ввела традицию отчета ректора перед ученым советом в начале учебного года. Ректорские совещания, на которых обсуждаются какие-то важные для всего университета проблемы. Очень важно, чтобы гуманитарные и естественнонаучные факультеты составляли единое целое. Мы трижды полным коллективом, то есть с деканами всех факультетов, проводили презентации университета в зарубежных странах, периодически выезжаем на нашу базу в Рощино, чтобы провести там выездной рабочий день. Это очень удобно, когда ничто постороннее не отвлекает. Оказалось, что некоторые деканы гуманитарных факультетов никогда не были на наших факультетах в Петергофе, мы туда съездили все вместе.
Беседовала Ольга Рогозина,
«Ваш Тайный советник»