Журналистке и феминистке из Афганистана Кобре Хассани обвинение запросило три года колонии за попытку нелегально уехать из России в Евросоюз. Ее задержали в Петербурге почти 2 года назад.
О том, что прокурор запросил три года, «Фонтанке» 23 января сообщила адвокат девушки Елена Фадеева. Для еще одного фигуранта, Гулама Джелани, обвинение просит 3 года и 3 месяца колонии, для остальных — 3 года. Сторона защиты выступит в прениях через неделю, 30 января.
Кобру Хассани и еще нескольких человек судят за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершенное группой лиц или по предварительному сговору. Их задержали весной 2022 года по пути в Большой порт Петербурга, где их обещали посадить на грузовое судно и вывезти из страны.
Хассани настаивает, что вовсе оказалась в России случайно: она находилась на территории Украины в начале СВО и хотела уехать от боевых действий в Германию через Польшу. Однако проводники, которым она заплатила, отвезли её через Донбасс в Москву. Уже оттуда она в компании других афганцев поехала в Петербург в надежде попасть в Евросоюз хотя бы окольным путём. Её адвокаты подчёркивают: девушка рассчитывала, что посредники оформят все необходимые документы и организуют легальную поездку.
В мае 2023 года Кировский районный суд Петербурга принял решение по административному делу против Хассани: выдворить её из страны обратно в Афганистан. Это до сих пор не сделано только из-за уголовного дела в отношении неё. Первый год следствия девушка провела в СИЗО-5, после чего её перевели в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) Красного Села.
Если сейчас суд примет решение об отправке Хассани в колонию на три года, то её могут депортировать после отбытия наказания.
Девушка жила в Афганистане до осени 2021 года и решила бежать из страны, когда США заявили о выводе своих войск и к власти пришёл «Талибан»*. До этого она работала на молодёжном телеканале Afganistan Youth, где участвовала в политических шоу, занималась новостями и социальными сетями. Они с коллегами приглашали в эфир женщин, которые занимались правозащитой и боролись за гендерное равенство. Кроме этого у Кобры был свой ресторан в Кабуле, где можно было не только поесть, но и провести время за чтением книг. Она считала важным продвигать культуру самообразования.
Во время смены власти в стране она неоднократно высказывалась против «Талибана»*. По словам ее адвокатов, образ жизни девушки полностью противоречит идеологии этого движения, поэтому в Афганистане сейчас ей могут грозить тюрьма, телесные наказания и смертная казнь. Она бежала сначала в Таджикистан, а потом на Украину, где поступила на англоязычную программу Киевского государственного университета.
Вместе с Коброй Хассани судят ещё 13 мужчин, двоих из которых обвинение считает организаторами нелегальной поездки — это белорус Александр Мацулевич (по прозвищу Бел) и афганец Джелани Ахмад Валид Гулам. Мацулевича обвиняют ещё и в попытке дать взятку начальнику пограничной службы ФСБ. По версии следствия, белорус планировал регулярно переправлять группы граждан Сирии, Афганистана и Ближнего Востока по морю в Евросоюз.
Многие фигуранты дела прибыли в Петербург из других городов России: из Екатеринбурга, Воронежа, Иваново, Краснодара, Ростова-на-Дону и Москвы. Молодые люди учились в российских университетах и изучали русский язык. Среди них есть инженеры, юристы, музыкант, стоматолог, учитель и простые рабочие: после переезда из Афганистана многим из них пришлось сменить специальность.
*«Талибан» признан террористической организацией и запрещён в России.