14.07.2019 14:02
2

Крупные рыбы. Как искусство помогает оставаться в обществе тем, кого принято считать аутсайдерами

81-летняя звезда инстаграма Юлия и художник из ПНИ Юра нашли поклонников со всего света. Искусство помогло им преодолеть границы и открыть себя заново.

Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова

У бабушки Юлии тысячи подписчиков в инстаграме, к ней регулярно приезжают журналисты федеральных каналов, её вышивки выставлялись на ПМЭФ-2019. Но сама она не помнит о своей популярности. Картины Юры будут участвовать в триеннале в Сербии, но  физические данные делают художника невыездным. Уравнять тех, чьи возможности принято называть ограниченными, с обычными людьми, может не только безбарьерная среда, но и творчество. «Фонтанка» рассказывает, что такое аутсайдерское искусство, и как оно помогает возвращать в общество тех, кого там не принимают.

Память бабушки Юлии

Бабушка Юлия стояла на берегу Беломорско-Балтийского канала, когда увидела вдалеке знакомое лицо.  По воде шёл корабль, один из его пассажиров взмахом руки приветствовал стоявший на суше народ. «Карельцы, как вы тут живёте?» — эксцентрично кричал заезжий гость. Не узнать его голос, тысячу раз доносившийся из телевизора, было невозможно. На палубе стоял Жириновский.

Бабушка Юлия встретилась с политиком взглядом и успела что-то прокричать в ответ.  Он не стал стесняться щедрых предложений и обещал одарить денежно. Позже пенсионерка ходила в местное отделение ЛДПР и беседовала лично с Владимиром Вольфовичем по скайпу. Жириновский не обманул. Через некоторое время пришёл перевод в несколько тысяч рублей.

Эту историю бабушка Юлия рассказывает многим журналистам, которые к ней приезжают. Байка вошла в семейный архив, родственники не пытаются доказать её правдивость или опровергнуть, знают только, что дома у бабушки хранились футболки и плакаты ЛДПР.

У Юлии пару лет назад сгорела дача в карельской деревне Надвоицы. Стресс отнял здоровье. Из памяти стали исчезать недавние события. Врачи поставили диагноз «деменция».

Сейчас 81-летняя Юлия уже не может точно вспомнить, как переехала к дочери и внуку в посёлок Вырица под Петербургом. Люди с чёрно-белых снимков в её альбоме теряют имена, путаются биографии родственников. Из троих супругов без труда вспоминает только Кузнецова. Работяга Кузнецов так и не вступил в партию и жутко ревновал, когда его жена-партийный руководитель ездила на съезды в Москву. Его унёс несчастный случай, неудачно прыгнул в воду. Этого Юлия тоже не помнит. Она рассматривает себя на чёрно-белой фотографии и вдруг замечает, что цвет платья — зелёный.

Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Лена Ваганова/«Фонтанка.ру»


Юлия не помнит посланий поклонников из Сальвадора и Германии, не помнит приезжавших корреспондентов с «Первого канала», не помнит, как увидела репортаж о себе по телевизору. Она не подозревает о своей популярности.

Её вышивки с репродукциями известных картин сначала выложила на страничке в фейсбуке дочь Светлана, потом внук Ян создал аккаунт в инстаграме. Сейчас у странички почти тринадцать тысяч подписчиков. Вышитые картины видели участники ПМЭФ-2019. Некоторые работы даже обзавелись мемами в интернете.

Юлия переводит на ткань шедевры живописи, трактуя образы по-своему. Вплетая в известный сюжет своё видение, превращая жизнь в выдумку, добавляя в реальность нереальности.

Коренное искусство 

Одним из первых вышивки бабушки Юлии в интернете заметил помощник генерального директора Эрмитажа Илья Ермолаев. В свободное от работы время он интересуется художниками-аутсайдерами и понял, что Юлия один из них.

«В аутсайдер-арт очень ценится некая незамутнённость высказывания. […] Большая часть авторов творят произведения не для внешнего потребителя. Это их диалог самих с собой. Большинство работ Юлии — реплики реально существующих произведений. Интересно, как она переживает те визуальные образы, которые копирует. То есть она их не копирует, она их интерпретирует по-своему», — рассуждает Ермолаев.

Термин «Арт брют» (грубое, сырое, необработанное искусство) придумал французский художник Жан Дюбюффе. Он первым в конце 40-х годов начал коллекционировать работы авторов, никак не связанных с профессиональным художественным миром. Это было творчество пациентов психиатрических больниц, заключённых, простых работяг. Сейчас собранная Дюбюффе коллекция находится в Лозанне.

«Он это делал в поисках некого особого коренного искусства, которое присуще каждому живому существу. И считал его вершиной, к которой должны стремиться художники, некой непосредственностью полного выражения, не омрачённой каким бы то ни было внешним искусствоведческим воздействием. Максимально чистым», — отмечает Ермолаев. 

В 70-е английский искусствовед Роджер Кардинал написал книжку об арт-брют. Но издателю не понравилось французское название, так появился новый вариант «аутсайдер-арт». Изначально «аутсайдер-арт» должен был выступать английским эквивалентом французского арт-брют, но позже его выделили в отдельное направление. Сейчас вокруг этих двух терминов ведутся искусствоведческие споры. В общем понятия можно трактовать как наивное, интуитивное искусство. Их нередко используют как синонимы.

Среди известных авторов-аутсайдеров японец Шиниши Савада. Его узнала широкая публика после Венецианской биеннале в 2013 году, спустя четыре года скульптуры выставлялись в Эрмитаже, выставку курировал Илья Ермолаев.

Художник с расстройством аутистического спектра живёт в закрытом учреждении в Японии и практически не взаимодействует с внешним миром. Он творит в гончарной мастерской, расположенной в небольшой хижине в нескольких километрах от основного здания интерната. Фигуры обжигает в большой земляной печи, которая разжигается лишь дважды в год. «Ему эти работы не ценны, ценен сам процесс создания, поэтому он доводит их до совершенства и не оставляет. Мы даже в общих чертах не представляем, что значат эти работы для него», — рассказывает Илья Ермолаев. 

Юра Зелёный и его наивная живопись

Юра Зелёный всю жизнь провёл в госучреждениях. Сначала жил в интернате у Смольного собора, сейчас обитает в ПНИ в Зеленогорске. У него ДЦП, при сохранном интеллекте Юре трудно управляться со своим телом. 

Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова


Юрой 70-летнего старика называют основатели петербургской некоммерческой организации «Аутсайдервиль» Ольга Фоминых и Нина Лучинкина. Они относятся к своему подопечному как к ребёнку, в том смысле, что верят в него. Их работа и заключается в том, чтобы вселять веру не только в сотрудников ПНИ, но и в родственников, которые нередко после постановки диагноза перестают видеть своих близких людей способными на самостоятельную жизнь.

Юра всегда рисовал, и никто в него не верил. Его детство пришлось на время Советского союза, тогда не считали нужным обучать таких как он. Но петербуржец в себя верил и научился многому сам, в том числе писать и читать. В 90-е он сбегал из интерната, просил милостыню, а на накопленные деньги купил в отделение телевизор.

Все эти годы его работы отправлялись работниками учреждений в мусорную корзину. Но кое-что художнику сохранить удалось. Волонтёры наткнулись на холщовый мешок набитый скомканными картинками. Так никому не нужные бумажки превратились в произведения. В 2015 году у Юры открылась персональная выставка в галерее «Борей» на Литейном проспекте. Экспозиция получила название «Человечные», в описании к ней говорилось: «Картины Юры являются квинтэссенцией творческого усилия жизни вопреки, ведь Зелёный живёт в мире, где живопись —  это почти единственный шанс не сойти с ума».

«Он рисует в стиле «наив». Рисует одной рукой, зажимая коленями лист. Делает это на полу, поэтому листы затёртые. Он как будто создаёт уже старую работу, благодаря этой затёртости», — рассказывает Ольга.

Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова


Сейчас картины Юры хранятся  в собраниях российских коллекционеров и в музее наивного искусства в Сербии. Осенью некоторые из работ будут выставляться на триеннале в этой стране. 

У Юры появилась возможность воплощать свои желания в жизнь. И это не сверхпланы, а простые радости, которые человек в обычной жизни может и не оценить. Юра наконец-то побывал в Смольном соборе, рядом с которым жил долгие годы и не мог попасть внутрь из-за внушительной лестницы. Его просто занесли внутрь. «Он плакал, потому что понимал, что это для него такая мечта, которая никогда не осуществится», — вспоминает Нина. 

В прошлом году Юра впервые погрузил ноги в воду Финского залива. Его первый торт со свечами случился в 60 лет. Сейчас Юра зарабатывает своим творчеством.

Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»
Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»
Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»
Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»
Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»
Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»
Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»
Фото предоставлено НКО «Аутсайдервиль»


«Аутсайдервиль» поддерживает не только жителей ПНИ, но и обитателей других психиатрических учреждений. НКО появилась в Петербурге в 2013 году. Изначально Ольга ездила по больницам и помогала организовывать арт-студии.

«Задача была не столько развить, а показать, что это нужно выводить за стены, чтобы знакомить с этим городскую публику. Это нужно для такого важного процесса, как социализация. Благодаря творческой реализации пациент быстрее возвращается в мир. Наша задача, чтобы человек как можно быстрее вернулся домой, чтобы у него были друзья», — рассказывает она. 

Сейчас Нина и Ольга — связующее звено между авторами, музеями и коллекционерами. Работ скопилось много, они планируют создать музей аутсайдер-арта в Петербурге.

Ещё одна байка бабушки Юлии 

Бабушка Юлия листает поэму «Лука Мудищев» Ивана Баркова. Книжечка с хулиганской поэзией 18 века хранится у неё в особом месте. Иногда она её открывает и перечитывает. 

 — Похабник. Одни маты, — замечает она. 

 — А вам нравится?

 — Конечно! Я никому и не даю читать. Это же всё о жизни.

О жизни Баркова известно немногое. Исторические анекдоты о нём рассыпаны по различным мемуарам. Крупицы его реальной биографии обросли большим количеством легенд. Одна из них живёт до сих пор. В девичестве бабушка Юлия носила фамилию Баркова, в её семье поэта всегда почитали за своего родственника.

Юлия обещает дать книгу для ознакомления внуку Яну, но, по её завету, матерные рифмы он может читать только при ней. Ян общается в инстаграме с поклонниками бабушки со всего света. Всегда просит присылать бумажные письма, чтобы пенсионерка своей рукой могла дать ответ. Он протягивает Юлии очередной конверт. Юлия читает письмо и сразу же пишет ответное, пока послание не ушло из памяти.

«Я сейчас вспомнил про фильм «Крупная рыба», — говорит Ян. Главный герой этой картины Тима Бёртона прожил удивительную жизнь, встречал на своём пути ведьму, один глаз которой мог показать человеку его смерть, путешествовал с великаном по имени Карл, участвовал в ограблении банка.

—  В невероятные истории рассказчика никто не верил, — продолжает Ян. —  а когда он умер, то все его герои пришли к нему на прощание, всё оказалось правдой.

Ян и его семья не видят в творчестве бабушки источник заработка. Для них продвижение её искусства — это, в том числе, способ справиться с болезнью, принять близкого человека таким какой он есть.

«Это не такой формат искусства, на котором нужно зарабатывать. Я хочу сделать, чтобы мы могли возить вышивки за границу, в разные города, показывать, потому что, во-первых, бабушка их очень любит и мы любим. Во-вторых, это вдохновляет людей и показывает, что в любом возрасте можно заниматься творчеством без каких-то навыков, границ и стереотипов».

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

Фото: Салима Сафарова
Фото: Салима Сафарова

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (2)

Anatolevich
- Слыхал - цены на водку снижают? Неужто всё так хреново?
- Хреново будет, когда бесплатно нальют. По 100 грамм каждому. Перед атакой...

tomalena
у бабушки Юли точно талант. Юриных не разглядеть толком.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор