Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

22:07 16.10.2019

«Духовник Путина» - о массовом психозе революции

Епископ Тихон Шевкунов, известный как «духовник Владимира Путина», прочитал 17 ноября на Санкт-Петербургском культурном форуме лекцию о революции. В трагедии виноват «массовый психоз», и он может повториться, предупредил религиозный деятель.

«Духовник Путина» - о массовом психозе революции

фото - Сергей Николаев/"Фонтанка.ру"

Лекция прошла в Манеже – в том же зале, где 16 ноября познаниями о революции делился министр культуры Владимир Мединский. Речь епископа отличалась большей связанностью и логичностью, чем слова чиновника. Шевкунов охотно цитировал работы учёных – от русского эмигранта Питирима Сорокина до американского экономиста Пола Грегоги. В ход шли и воспоминания очевидцев событий начала XX века – писателя Ивана Бунина, физиолога Ивана Павлова.

«Фонтанка» сделала конспект выступления.

1. До Февральской революции Россия жила хорошо. Своими успехами она во многом обязана деятельности Николая II.

«Мы отставали по многим показателям, но российская экономика была четвертой-пятой в мире. Давайте просто напомним себе об уровне промышленности и науки! Только перечень изобретений российских инженеров и конструкторов выглядит так: периодическая система химических элементов, лампа накаливания, электросварка, самолёт, противогаз, сейсмограф, парашют, телевизор. Особенно славились русские оружейники. Когда в разгар Первой мировой войны России пришлось командировать в Америку тысячи инженеров, в течение двух лет они создали военную промышленность Соединённых Штатов почти с нуля».


В отношении сельского хозяйства Российской империи можно «безбоязненно употребить слово "процветание"»: «Крестьянам принадлежало больше 67% обрабатываемых земель в европейской части страны, а за Уралом – 100%». Россия покрылась сетью железных дорог, жизнь общества после 1905 года переживала настоящий расцвет: «Периодических изданий при Николае II издавалось больше, чем в СССР в 1988 году». Правительством был внесён в Госдуму проект о всеобщем начальном образовании.

«Что касается стереотипа о России как о тюрьме народов, то здесь было не без проблем, но эти эксцессы уходили в прошлое. Национальные окраины были представлены в Госдуме. В княжестве Финляндском существовал парламент, женщины имели избирательное право». «Что касается цензуры, она почти полностью была отменена после событий первой русской революции. Даже цензура, введённая во время войны, была весьма относительной».

2. Александра Фёдоровна была «женщиной с русской душой», но не имела влияния на события.

«Когда в марте 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия, которая ставила своей задачей расследование преступлений царского режима, сколько-нибудь значимого влияния Александры Фёдоровна или Распутина на события государственной важности не было найдено. Были исследованы письма Александры Фёдоровны к мужу: только в 17 она советовала что-то Николаю II или передавала советы Распутина. Из этих советов не было исполнено ни одного.

Я своё личное мнение выскажу: Александра Фёдоровна была женщиной с русской душой, немецкой пунктуальностью и английским воспитанием. Она писала мужу: что ты творишь – арестуй Гучкова, распусти Думу, не время сейчас для либеральных слабых действий. Потом, после войны, можно будет всё восстановить, но сейчас они разрушают страну».

3. Поведение русской либеральной интеллигенции, критиковавшей царский режим до Февральской революции, сложно объяснить.

«Почему с такой энергией и непримиримостью эти люди требовали, желали, хотели и делали всё, чтобы перемены в России произошли? Почему одно из крылатых выражений было таким: «Пусть лучше немцы, но только не Романовы?» Почему говорилось, что русским интеллигентом может быть простой рабочий, но не генерал и не чиновник царского правительства? Почему была такая непримиримость? Почему этот заговор аристократии и промышленников имел такой успех и такую потрясающую поддержку? Почему после отречения от престола такой восторг царил в России, говорили о «Керенском на белом коне»?»

«Духовник Путина» - о массовом психозе революции

4. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов быстро разрушили страну, и большевики осенью 1917 года «просто подобрали власть».

«Приказ № 1 (предписывал создать выборные комитеты из нижних чинов во всех военных частях. – Прим. ред.) разрушил всю дисциплину в воюющей армии. В адекватном ли были состоянии люди, которые принимали такое решение? С государственнической, военной, профессиональной адекватностью были проблемы.

Второе решение – увольнение всех губернаторов и вице-губернаторов. Считалось, что свободные люди выберут новых. В этой атмосфере рушилось то, что мы сейчас называем вертикалью власти. Мы сейчас понимаем, насколько это важно. Тогда большая часть людей приказ восприняла с восторгом.

Следующий этап – отлучить от государственной власти «приспешников царского режима», жандармов и полицейских. Следующий – освободить узников, политических заключённых, а среди них были, как мы знаем, и террористы. Кроме того, освободились ещё 100 тысяч уголовников. «Птенцы Керенского» – так их называли.

Вершители февраля – Милюков, Гучков, Керенский, Львов – бесконечно любили Россию. Но, желая блага стране, они передали её в руки человека, который сказал: «А мне, господа хорошие, на Россию наплевать» – в руки Владимира Ильича Ленина».

5. Состояние России перед Февральской революцией подобно «подростковым комплексам», «психической эпидемии» и «массовому психозу». Опыт нашей страны не единичен, но именно Россия – чемпион по таким состояниям.

«Такое поведение что-то напоминает. Я не привожу цитаты о негативизме русской интеллигенции, которые стали уже притчей во языцех. Никакого общения с государственными чиновниками, всегдашнее негативное отношение к решениям власти. Такое ощущение, что наше прогрессивное общество осталось тогда в подростковом возрасте, не выросло, не преодолело в себе подростковые проблемы и комплексы».

«Этот вопрос исследовался психологами, психиатрами, философами – современниками тех событий. Известный русский физиолог Владимир Михайлович Бехтерев писал, что психические эпидемии охватывают иногда значительную часть населения».

«Мы можем предположить, что в процессе революционных событий обществом овладело нечто подобное массовому психозу». Нельзя сказать, что такого рода состояния случались только в нашей стране. Хотя именно в России массовые психозы происходят «с пугающей периодичностью», начиная со Смутного времени. «Профессор Украинской медицинской академии, врач-психиатр Олег Сыропятов говорил о психической эпидемии на Украине в 2014 году. Люди не понимают смысла слов. Человек охвачен эмоциями и не может перейти на рациональный уровень».

6. Массовый психоз может повториться

«Мы должны понимать, что рецидивы подобного проявляются, и совершаются деяния, которые становятся необратимыми. Зная об этой общечеловеческой болезни, надо серьёзно думать о психической гигиене».

«Наше замечательное интеллигентское креативное общество латентно несёт в себе подобного рода недуги. Это латентное состояние время от времени обостряется. Не учитывать этого нельзя».

Справка: Чем известен епископ Тихон Шевкунов

Епископ Тихон – наместник Сретенского монастыря в центре Москвы, СМИ неоднократно называли монаха «духовником Владимира Путина». До того, как стать религиозным деятелем, Шевкунов окончил сценарный факультет ВГИК; уже во время служения написал несколько книг, в том числе бестселлер «Несвятые святые», куда вошли автобиографические истории и рассказы. Телеканал «Дождь» 15 и 16 ноября опубликовал два расследования, посвящённых Шевкунову. В одном из материалов утверждалось, что епископ жаловался Путину на режиссёра Кирилла Серебренникова перед обысками в «Гоголь-Центре», в другом говорилось о возможном конфликте между патриархом Кириллом и «духовником президента».

Справка: Религиозные события Культурного форума

Выступление Тихона Шевкунова – не единственное религиозное событие форума. Утром 17 ноября в атриуме Главного штаба Эрмитажа прошла панельная дискуссия «Церковь и современная культура», собравшая священников и деятелей культуры. Здесь, в частности, выступила советник главного «медиалица» Русской православной церкви Владимира Легойды, директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета Елена Жосуп.

«Духовник Путина» - о массовом психозе революции

Она предложила верующим использовать мягкую силу (soft power), чтобы поддерживать религиозные ценности в искусстве. Для этого нужно проводить православные фестивали, создавать православный контент в Сети. «Я не люблю, когда мне лезут в душу. Особенно когда в неё плюют, – заявила Жосуп. – Я не понимаю, как объяснить современным художникам, что нам попросту больно. Это неприкрытая, настоящая боль. Если портрет вашей матери обмажут грязью и помётом и выставят на публичное обозрение в качестве арт-объекта, вы с этим смиритесь? Или будете принимать ответные, достаточно жёсткие и решительные меры?»

На сессии также выступали художник Сергей Бугаев-Африка, актёр Николай Бурляев, глава общественной организации «Русский художественный союз» Эдуард Бояков. Это движение зарегистрировано в 2017 году и продвигает религиозные ценности в искусстве. В РХС уже вступили писатель Захар Прилепин, музыканты Александр Скляр и Юлия Чичерина, балерина Илзе Лиепа.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор