Сейчас

+23˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+23˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 21

2 м/с, ю-в

765мм

30%

Подробнее

Пробки

4/10

Первая кругосветка: Как российские моряки на весь мир прославились

1537
ПоделитьсяПоделиться

214 лет назад из Кронштадта вышла экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского. Русские моряки на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое русское кругосветное плавание и вписали свои имена в историю. Не только о научном, но и о политическом значении этого подвига напоминает Константин Ранкс.

7 августа. В этот день в 1803 году началось первое русское кругосветное плавание. В море вышли два трехмачтовых шлюпа, «Надежда» и «Нева», под командованием Крузенштерна и Лисянского. Сегодня есть смысл вспомнить о том, что это плавание в свое время было воспринято прогрессивной общественностью России с большим воодушевлением. И вот почему... 

Несмотря на то что еще Петр Великий старался открыть свое отечество всему миру, посредством развития флота и стимулирования морской торговли, сохранялась и консервативная точка зрения, предполагавшая достаточным прибрежное, каботажное плавание и из водных видов транспорта видевшее главным речной. Страна, закукленная сама в себе, — такое мировоззрение было привычным. 

Неудивительно, что когда молодой морской офицер Крузенштерн в 1799 году выступил с идеей развития транспортировки грузов с Камчатки и Дальнего Востока вообще в Петербург морским путем через океаны, его ждал холодный отказ. Тем не менее он совершенно справедливо обозначил выгоды такого пути, так как доставка грузов по суше требовала множественной перевалки груза. Риск потерь, как ни странно, был даже больше, чем при морской транспортировке, поскольку требовалась защита от разбойников, от порчи и от утопления в стремительных сибирских реках. 

Идеи Крузенштерна неожиданно поддержала Русско-американская компания в 1802 году, когда ее специалисты пришли к выводу, что море — это наивыгоднейший путь транспортировки грузов с Аляски и Камчатки в европейскую часть России. Тут вспомнили и о Крузенштерне. 

Экспедиция не только совершила целый ряд географических открытий и выполнила разнообразные поручения, но и в итоге доставила в Петербург заморские товары, в первую очередь ценную пушнину. Было доказано, что дальние морские путешествия под умелым командованием способны совершать и уроженцы мест, где не то что моря, больших рек нет. 

На шлюпе «Надежда» за три года плавания не было ни одного смертельного случая, что поразило современников. Александр I щедро наградил участников экспедиции, включая нижних чинов, которые получили право уйти в отставку с пожизненным пенсионом. 

Даже простые матросы были нарасхват — все хотели услышать из первых уст о далеких странах, о морских чудищах, об удивительных народах и их традициях. Море открылось совсем с другой стороны — как возможность отправиться к новым берегам, увидеть чудеса света и заработать на этом. Дальний Восток оказался одним из берегов удивительного океана,  и идея Петра I «стать на море» раскрылась во всем своем величии. 

Партии изоляционистов-консерваторов был нанесен ощутимый удар. А к выходу в рейс стали готовиться новые экспедиции — но это уже другая история...

Все выпуски программы Nota Bene доступны в архиве программ интернет-канала [Фонтанка.Офис]. 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close