18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
02:37 18.11.2018

Школы и детские сады в Петербурге как роскошь

Сезон записи в школы и детсады снова стал головной болью для родителей. Петербуржцы жалуются на дефицит мест в детских садах и школах во всех районах города. Новые объекты строят, но не так быстро, как того требует демографическая ситуация.

Школы и детские сады в Петербурге как роскошь

Светлана Холявчук/Интерпресс

В конце января одной из самых обсуждаемых тем в социальных сетях стала запись детей в детские сады и школы. Родители рассказывали о ночных очередях, «купленных» прописках, массовых конфликтах и даже драках. С проблемами столкнулись жители практически каждого региона.

Серьезность проблемы признали на высшем уровне. Не так давно вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что дефицит учебных мест в российских школах оценивается примерно в 6 млн мест. По ее словам, школы испытывают серьезную нагрузку из-за прироста количества учеников. Так, в 2014 году в стране насчитывалось 13 млн школьников, но к 2020 году эта цифра возрастет до 19 млн человек. Другими словами, мест в школах не хватает, и с каждым годом отдать ребенка в удобную и уж тем более престижную школу становится все сложнее. Нагрузка растет.

В Петербурге проблема нехватки садиков и школ стоит не так остро, как в некоторых регионах, где сейчас идет нешуточная борьба за ликвидацию в школах третьей смены. Но работать есть над чем. В конце прошлого года на депутатских слушаниях в ЗакСе глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев заявил, что количество работающих в Петербурге детсадов и школ в полтора раза меньше, чем предусмотрено нормативами Генплана. Чиновник привел цифры: фактически обеспеченность местами в детсадах в Петербурге составляет 43 места на тысячу человек, а по Генплану требуется 65 мест. То же самое со школами: фактически 83 места, а запланировано 140.

В городском комитете образования подтвердили, что на протяжении последних лет нагрузка на систему образования Санкт-Петербурга неизменно растет. Так, если в 2012 году в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга обучались 343 тысячи детей, то в 2016 году их количество увеличилось почти на 100 тысяч. В 2012 году петербургские школы приняли 41 тысячу первоклассников, а в 2016 году к занятиям впервые приступили уже 52 тысячи. По предварительным прогнозам, в 2017 году в первые классы пойдут уже 57 тысяч маленьких петербуржцев. Численность воспитанников детских садов сегодня достигла 252 тысяч детей, и в дальнейшем также прогнозируется положительная динамика.

«На сегодняшний день в Санкт-Петербурге средняя наполняемость классов в школах колеблется в пределах 25 – 30 детей. Наименее наполненные классы в школах центральных районов – в среднем 23 – 24 ребенка, а в густонаселенных районах нередко и 30. Так, в школах Пушкинского, Приморского, Красносельского районов учатся до 36 – 38 детей в каждом классе», – рассказал "Фонтанке" пресс-секретарь городского комитета по образованию Даниил Борисов.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сети дошкольных образовательных учреждений – наиболее нагруженные детские сады расположены в развивающихся районах.

Основные механизмы реагирования на положительную демографию силами самой системы образования – открытие дополнительных классов в наиболее нагруженных параллелях. Также школы могут задействовать внутренние резервы – помещения, которые подходят для организации учебного процесса.

Разумеется, у любой оптимизации есть пределы, поэтому для сохранения доступности образования необходимо строительство новых школ и детских садов в большинстве районов. Как заверяют в комитете по образованию, и его чиновники, и администрации районов готовы взять на себя все обязательства по скорейшему включению новых объектов в сеть образовательных учреждений и максимально оперативной подготовке их к открытию.

Объекты строят, оформляют долго

По данным комитета по строительству, в 2016 году в Санкт-Петербурге было введено в эксплуатацию 26 объектов образования. На бюджетные деньги было построено 2 школы на 850 мест и 5 детских садов на 695 мест. За счет средств инвесторов были сданы 3 школы на 3175 мест, один объект совмещенного начального (200 мест) и дошкольного образования (110 мест) и 15 детских садов в целом на 2195 мест.

«Дело в том, что до внесения последних поправок в 214-ФЗ строить социальные объекты застройщики могли только из средств собственной прибыли. А следовательно, значительная временна́я задержка между вводом в эксплуатацию жилых корпусов и объектов была неизбежна. Застройщик был вынужден профинансировать строительство жилых площадей, реализовать их, уплатить налоги, понести все сопутствующие затраты, после чего мог начать финансирование социальных проектов», – рассказали в пресс-службе городского комитета по строительству. В итоге развитие социальной инфраструктуры в различных районах города идет неравномерно. К примеру, в Красногвардейском районе стремительно вырос ЖК «Новая Охта»: здесь помимо жилых домов уже запущены два соцобъекта и еще 3 (школа и 2 сада) находятся в процессе строительства. В Выборгском районе в ЖК «Северная долина» построены четыре сада и две школы.

«Строительство объектов образовательной инфраструктуры является приоритетным направлением для нас как компании, которая занимается комплексным девелопментом территорий. В 2016 году мы сдали школу и три детских сада в рамках своих проектов, в этом завершим строительство детского сада и школы, а также приступим к возведению трех дошкольных объектов и школы», – рассказал генеральный директор «Главстрой-СПб» Александр Лелин.

Другая сложность заключается в том, что, даже когда социальные объекты построены и сданы в эксплуатацию, они далеко не сразу могут принять детей. Сначала их необходимо передать в собственность города, а это очень непростой и небыстрый процесс.

«После завершения строительства следует длительная процедура оформления прав собственности застройщика, заключение договора дарения или купли-продажи, переоформление прав собственности, оформления юридического лица будущего государственного учреждения, формирование штата сотрудников, закупка оборудования и мебели, закрепление нового здания за созданным учреждением, переоформление договоров с ресурсоснабжающими организациями и т.д. Данная процедура в Санкт-Петербурге занимает от полугода до полутора лет. По этой причине жители новых кварталов зачастую видят полностью готовые объекты образования во дворах и не имеют возможности водить туда детей», – поясняют в комитете по строительству.

За чей счет?

Сегодня в Смольном разработаны специальные карты обеспеченности районов объектами социальной инфраструктуры. В них собрана информация о существующих, строящихся за счет бюджета и за счет частных инвесторов. Прописаны там и планы на будущее по возведению садиков и школ.

«С инвесторами с 2012 года заключаются соглашения о проектировании и строительстве школ и детских садов. Начиная с 2016 года видны результаты этой работы. В прошлом году инвесторами введен в эксплуатацию 21 социальный объект. На 2017 год запланирован ввод в эксплуатацию более 30. И темпы этого строительства растут, конечной задачей администрации города является выравнивание баланса строительства жилых домов и социальных объектов», – добавили в комстрое.

Возведение полноценного отдельно стоящего детского сада обходится инвестору не менее чем в 250 млн рублей, школы на 825 мест и более – от 1 млрд. Если для застройщиков в Ленобласти хорошим подспорьем служит программа «Соцобъекты в обмен на налоги», то петербургские девелоперы должны рассчитывать в основном на собственные силы.

«В принципе, у большинства застройщиков есть понимание, что объекты социальной инфраструктуры (полностью или частично) теперь необходимо самим строить, – подход городских властей к этим вопросам известен. В таких реалиях и девелоперам, в свою очередь, остается просто учитывать эту составляющую, просчитывая экономику новых проектов. Наша компания задействует все возможные инструменты обеспечения своих проектов необходимой социальной, коммерческой, транспортной инфраструктурой. Все эти вопросы прорабатываются на начальной стадии, благодаря чему можно сразу предусмотреть наиболее оптимальные решения по размещению инфраструктуры, комплексно продумав все аспекты», – говорит директор по маркетингу и продажам компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая.

В 2014 году компания подписала с городом соглашение о проектировании и строительстве в рамках ЖК комфорткласса «Новоорловский» в Приморском районе общеобразовательной школы на 825 мест. После ввода в эксплуатацию застройщик передаст школу городу вместе с земельным участком (площадью 2,7 га). Также компания передала городу два участка (площадью по 0,56 га) для размещения на них государственных детских садов, рассчитанных на 140 мест каждый, – эти детские садики строятся городом в рамках государственного заказа.

Кроме того, ЮИТ построит и передаст городу располагающиеся в зданиях элитного жилого комплекса «Смольный проспект» три детских сада, в том числе довольно большой садик на 66 мест с отдельной площадкой, находящийся на внутренней территории комплекса.

На собственные средства строит соцобъекты и компания «Строительный трест». «Как правило, эти объекты в последующем могут выкупаться городом либо оставаться в виде частных образовательных учреждений. Отмечу, что также в рамках соцобязательств мы участвуем в строительстве или инвестировании объектов инфраструктуры по соглашению с городом», – говорит директор по строительству АО «Строительный трест» Леонид Кузнецов.

Где брать деньги?

Поскольку расходы на строительство таких объектов предстоят немаленькие, в Северной столице было предложено создать специальный фонд, в который девелоперы будут перечислять денежные средства – определенную сумму в привязке к квадратному метру. Накопленное должно расходоваться на возведение соцобъектов. Впрочем, некоторые участники рынка сомневаются в эффективности предложенной схемы.

По словам Леонида Кузнецова, опыт создания специального фонда для строительства школ, поликлиник и детсадов в городе уже есть. Но он оказался неэффективным.

«Теоретически создание подобного фонда возможно, если это позволит напрямую решать вопросы строительства социальной инфраструктуры. Важно, чтобы этот фонд был под четким управлением, в том числе со стороны бизнес-сообщества или его наблюдательного совета, имел план проектирования, инвестирования и строительства необходимых объектов социальной инфраструктуры, возможность контроля за расходованием средств и аудиторской проверки. Также необходимо, чтобы городом своевременно выделялись необходимые земельные участки и была осуществлена их инженерная подготовка», – считает Леонид Кузнецов.

Выход – жить по плану

Добиться, чтобы на месте пустырей и промзон появлялись современные жилые кварталы или деловая застройка, на самом деле не так уж сложно, если, например, развивать город планомерно, в соответствии с утвержденным планом. Ведь перспективы застройки города понятны на несколько лет вперед на основании выданных разрешений на строительство, разрабатываемых ППТ, текущих и будущих изменений федерального и местного законодательства, а также генплана города. Все это позволяет создать стратегический план развития районов города, в том числе и с точки зрения строительства социальных объектов.

С таким подходом, конечно же, соглашаются в комитете по образованию, подчеркивая: принципиальное значение имеет планомерность и поэтапность ввода новых школ и детских садов, чтобы можно было принять каждый новый объект, дооснастить по необходимости и обеспечить кадрами в плановом, а не авральном режиме.

«Насколько я понимаю, такой план у города есть, но его осуществление явно не успевает за развитием районов. Отсутствует работа на опережение по снижению дефицита «социалки». Ну и, конечно, способствовать развитию территорий должно и стабильное законодательство, как минимум на уровне региона. На данный же момент законодательство призвано сдерживать объемы строительства и, соответственно, объемы развития», – резюмирует Леонид Кузнецов.

"Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор