18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
14:56 20.11.2018

Зачем миллиардер Захар Смушкин выставил свою коллекцию в Эрмитаже

Глава компании, реализующей проект города-спутника «Южный», признался «Фонтанке», что планирует в будущем открыть в Петербурге частный музей.

Зачем миллиардер Захар Смушкин выставил свою коллекцию в Эрмитаже

Сергей Михайличенко

В манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868 – 1912)» из собрания российского миллиардера Захара Смушкина. На вернисаже коллекционер признался, что и сам впервые видит собранные им предметы «при параде», пообещал открыть в Петербурге художественный музей и рассказал, какие задачи в его жизни выполняет искусство.

Захар Смушкин, занимающий шестую строчку в рейтинге миллиардеров «Делового Петербурга» за 2016 год с результатом 108 миллиардов рублей, – председатель совета директоров группы «Илим». По данным Forbes, свой первый бизнес он вел с Борисом Зингаревичем, занимаясь бартером производственного оборудования с целлюлозно-бумажными комбинатами и экспортом целлюлозы и картона. Сейчас его «Старт Девелопмент» планирует заняться строительством города-спутника «Южный» в Пушкинском районе Петербурга.

Однако при этом Захар Смушкин всерьез интересуется искусством — как современным, так и второй половины XIX – начала XX века. Ранее была известна его коллекция русского искусства этого периода, а теперь бизнесмен представил в Эрмитаже коллекцию декоративно-прикладного искусства Японии того же времени. Эрмитажные кураторы выставки продемонстрировали во всей красе посетителям и самому Захару Смушкину (который честно признался, что ранее предметов как следует и не видел, поскольку они хранились на складе) порядка 700 предметов. Это керамика, металлы с различной техникой обработки, а также изделия, декорированные эмалями и лаками.

Зачем миллиардер Захар Смушкин выставил свою коллекцию в Эрмитаже

«Я всю жизнь что-то собираю, но никогда это не было декоративно-прикладное искусство, – рассказал журналистам Смушкин перед открытием выставки. – Я давно занимаюсь русским искусством, русской живописью, и меня в начале 2000-х годов стало раздражать, что из двух покупаемых предметов русского искусства один непременно оказывался подделкой. В рынок вмешалось такое количество неестественного, что хотелось иметь что-то эталонное и ценное. Мне кажется, что эти предметы в любую эпоху будут являться эталоном».

Сергей Михайличенко

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

В подлинности своих предметов Смушкин уверен, по его словам, «на 400 процентов» (приобретал он их преимущественно на аукционах). Как и в том, что «любую законченную вещь надо предъявить обществу» – а свою «японскую» коллекцию миллиардер считает законченной. Проводя аналогии с бизнесом, он сравнивает процесс ее демонстрации публике с IPO (первичное размещение акций). И называет «скромной лептой в эстетический ряд» Эрмитажа.

Но, несмотря на использование скупого языка экономики, сказать, что миллиардер подходит к искусству без души, будет ошибкой.

«Я всю жизнь занимаюсь более материальными вещами – я бизнесмен, но в какой-то момент, особенно когда я стал заниматься проектом «Южный», я понял, что без духовного развития становлюсь прагматичным и даже циничным, – объяснил он причины своего сближения с миром искусства. – Два полушария должны работать одинаково. Если мы говорим о ценностях, то эти предметы искусства – ценности, а не нолики. Поэтому мне кажется, любой человек, когда он проходит рубеж – возрастной или какой-либо другой, должен понять, что духовное начало должно быть в каждом из нас».

Несмотря на годы коллекционирования, Смушкин заверил, что слово «азартный» – не про него, хотя, задумавшись, сделал оговорку: «С другой стороны, если я вижу предмет, который превосходит все то, что я видел, я, естественно, хочу его иметь. Это вне всякого сомнения. Азарт это называется, или тщеславие, или как-то еще — я не знаю».

Сергей Михайличенко

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

В беседе с корреспондентом «Фонтанки» он объяснил, что искусство для него своего рода способ познания мира, причем – «более правильный». «Любое учение техническое консервативно, а здесь, наоборот, бесконечно, – рассудил Смушкин. – Потому что любое обучение — это навязывание стереотипов. А здесь вы сами себе выбираете источники».

Также выяснилось, что приобщить к познанию мира миллиардер готов всех горожан — путем создания в Петербурге нового художественного музея.

«Я считаю, что в Питере нет ни одного музея современного искусства, настоящего, полноценного, – пояснил он. – Нет и музея Востока, нет ландшафтного парка со скульптурой – много чего нет. А самое главное, что в России нет музея а-ля «Метрополитен», который построен не на государственные деньги. Хотя у меня огромное количество знакомых, которые имеют значительные интересные и содержательные коллекции, которые они бы с удовольствием показывали».

Журналисты тут же указали бизнесмену на наличие в Петербурге, как минимум, музея «Эрарта», но тот пояснил, что это «небольшой музей» («Эрарта» занимает пять этажей), а выбор его экспонатов – «своеобразен».

О том, что какой-либо музей появится в «Южном», Смушкин говорит с уверенностью, мол, «даже не сомневайтесь». Но, кроме того, бизнесмен ведет активные переговоры с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко по поводу открытия музея в самом Петербурге. В частности, его интересуют здания, которые могут освободиться с переездом комитетов Смольного в здание «Невской ратуши». И многострадальное Конюшенное ведомство: бизнесмен заметил, что «размещение там музея современного искусства было бы суперидеей».

«Из Питера, как вы сами знаете, уехало огромное количество прекрасных живописцев, которые с удовольствием бы в музей отдали вещь, – мотивировал свой подход Смушкин. – Плюс есть огромное количество частных коллекций. Их ликвидность определяется только через выставки. Настоящий коллекционер не должен «сидеть» на них и смотреть, а на самом деле – только портить. Известны же пушкинские строки про скупого рыцаря».

Но пока до открытия собственного музея, как и до появления города-спутника «Южный», еще достаточно далеко, Захар Смушкин уже «продлил» часы работы Эрмитажа — но лишь в той его части, где проходит выставка (благо на нее возможен отдельный вход из Шуваловского проезда). Увидеть японские вазы, посуду, кабинеты, украшения и многое другое можно будет в будние дни (со вторника по пятницу) до 21.00. Выставка продлится до 2 апреля.

Алина Циопа,

"Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор