В этот день 1848 года со стапелей Охтинского адмиралтейства сошел в невские воды фрегат «Архимед». Это был первый русский пароходный корабль, оснащенный гребным винтом.
В те годы уже существовали и активно эксплуатировались гражданские суда и боевые корабли, у которых паровая машина приводила в действие гребные колеса. У них были свои недостатки, но и вполне заметные достоинства. Поэтому идея использовать новинку – гребной винт – не вызывала восторга.
Дело в том, что гребные колеса позволяли очень быстро создавать "стартовый рывок", их было легко отремонтировать даже в море. Но в случае волнения их эффективность тут же падала. К тому же, что важно для боевых кораблей, колеса были отличной мишенью для противника. Плюс, они занимали много места по бортам, сокращая число орудий.
«Архимед» должен был быть избавлен от этих проблем. Корабль с четырьмя машинами общей мощностью 300 лошадиных сил и водоизмещением 2400 тонн нес 48 орудий. Его эксплуатация должна была помочь в проектировании и строительстве других российских боевых кораблей.
Однако всё пошло наперекосяк. В 1850 году во время октябрьского шторма «Архимед» налетел на скалы острова Бронхольм в южной части Балтийского моря. Судно было разбито на части. Разбирательство показало, что причиной гибели судна был не винт, а неумелое командование капитана судна Глазенапа. Было принято решение продолжать строительство винтовых судов, и в 1851 году был заложен 44-пушечный паровой фрегат «Полкан». Он вступил в строй в 1854 году — непосредственно в преддверии Крымской войны.
Что действительно удивляет современных историков, так это то, что русские адмиралы, располагая значительным количеством гражданских паровых легких судов, не нашли им применения. Уже после войны, задним числом, стали говорить, что адмиралы забыли победы Петра Великого, который атаковал большие шведские суда на гребных лодках, и уж он точно знал бы, что делать с «москитным флотом» маленьких пароходиков...