Реклама

Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Облачно, Сильный дождь

Ощущается как 5

3 м/с, сев

757мм

76%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Три травмы и три "Зенита" Мигеля Данни

1410
ПоделитьсяПоделиться

Вечером в понедельник стал известен диагноз травмы капитана "Зенита": разрыв передней крестообразной связки колена. Это третий разрыв крестов в карьере португальца, и с высокой долей вероятности можно предположить, что на поле Данни больше не выйдет. Федор Погорелов, познакомившийся с Мигелем еще в ноябре 2005 года, вспоминает длинный карьерный путь капитана в петербургском клубе.

Однажды осенью 2005 года московский журнал доверил мне написать репортаж о жизни футбольного "Динамо". К тому моменту я написал один репортаж про футбол в Киеве и Донецке и репортаж про свадьбу Владислава Радимова и Татьяны Булановой, на которой я не был. Очевидным образом репортаж про "Динамо", к печали моих столичных заказчиков, провалился.

В памяти у меня остались гнетущая атмосфера базы в Новогорске, бегающие глаза бразильского тренера Иво Вортмана и потерянные лица многочисленных иностранных футболистов в столовой, последний ремонт в которой состоялся при молодом Брежневе. Сейчас, конечно, было бы удобно выступить с интонациями Анатолия Бышовца с пассажем "Но уже тогда я разглядел на тренировке молодого хрупкого юношу – человеку знающему сразу был виден потенциал грацильного португальца". Это неправда. Разглядел я его в столовой.

Анатолия Федоровича я приплел не ради красного словца: именно он тренировал Данни в "Маритиму" на Мадейре. Но при всем уважении к Светочу, именно в России сложилась карьера Мигеля, которого после 11 лет в России язык не поворачивается назвать португальцем. В начале 2005 года российско-монакский олигарх Алексей Федорычев по слухам решил провернуть не самую хитрую на свете схему: Центральный совет "Динамо" дает ему футбольную команду в управление, Федорычев делает "Динамо" чемпионом, параллельно добыванию золота совместно с ВТБ начинается перестройка стадиона в Петровском парке, ну и в процессе реконструкции там заодно нарисовывается пара пятен для девелоперской застройки в центре Москвы.

Для добычи золота – а без этого условия Центральный совет "Динамо" не спешил давать Федорычеву карт-бланш, – Алексей Михайлович пригласил известного футбольного агента Жорже Мендеша. Мендеш оттянулся на всю катушку: в "Динамо" приехали игравшие в финале Евро-2004 Манише, Коштиньо, чемпион Европы Сейтаридис, бразильцы Дерлей и Тиаго Силву, тренером стал товарищ Фелипе Сколари Вортман. В эту грандиозную "лесопилку" включили и сделку по переходу 22-летнего Мигеля Данни. Над тем "Динамо" не смеялся только ленивый, посудите сами: команда играла неважнецки, несмотря на то, что в одном из матчей чемпионата России в старте вышли 11 легионеров (да, были времена, когда это было возможно), игроки дрались на тренировках, у Тиагу Силва обнаружился туберкулез.

Достаточно быстро Федорычеву стало ясно, что с ЦС каши не сваришь, иностранцы разбежались, и как-то так вышло, что из всего этого табора на базе в Новогорске остался один Данни: то ли забыли, то ли не смогли пристроить. В отличие от большинства своих товарищей-легионеров, Данни не филонил, за три года в "Динамо" сыграл под сто матчей, забил 16 голов и стал любимцем весьма специфической "динамовской", хм, торсиды. Данни в "Динамо" тоже все нравилось, Мигель даже набил себе на предплечье букву "Д", стилизованную под эмблему спортивного общества Министерства внутренних дел.

Все изменилось в августе 2008-го. "Зениту" предстояла первая в истории клуба лигочемпионская кампания. Дик Адвокаат требовал усиления группы атаки. Кандидатура Данни всех устраивала. Не устраивала только сумма: "Зениту" казалось, что "Динамо" просит слишком много, отступные в контракте были прописаны однозначно – 30 миллионов долларов, – "Зенит" сделал последнее предложение в 22. В ЦС были готовы принять эту сумму, но, как вспоминает на тот момент генеральный директор московского клуба Дмитрий Иванов, он упросил генералов дать паузу в день. Иванов был уверен, что сможет раскрутить "Зенит" на полную сумму отступных. И он оказался прав: по слухам, главный болельщик петербургского клуба сказал брать, и Данни перешел в "Зенит", за который первым делом забил породистый гол в Монако в Суперкубке. Интересно, был ли на том матче Федорычев.

Надо сказать, что в "Зените" у Данни не все сложилось сразу. Лигочемпионская кампания-2008 оказалась неудачной: "Зенит" не вышел из группы, португалец мазал в Турине и на "Петровском", болельщики вывешивали баннер "Данни, прикрой срам", а Мигель из принципа продолжал играть в футболке с короткими рукавами. К сожалению, сейчас понятно, что исторически тот "Зенит", "Зенит" Адвокаата был обречен – слишком много перемен как на руководящем уровне, так и на уровне раздевалки. Александр Дюков сменил Сергея Фурсенко на посту президента клуба, Константин Сарсания, который во многом тот "Зенит" собирал в качестве спортивного директора, решил превратиться в тренера, Анатолий Тимощук уже одной ногой был в "Баварии", а Андрей Аршавин – в "Арсенале", в команде тупо недоставало защитников. "Зенит" вылетел из Кубка УЕФА от "Удинезе", забуксовал в чемпионате. А затем Мигель порвал кресты в первый раз.

Это случилось на тренировке 14 мая 2009: по иронии судьбы, ровно через год после сенсационного выигрыша в Манчестере, мы еще вспомним об этой дате ближе к финалу. Данни пропустил увольнение Адвокаата, бронзовый спурт Анатолия Давыдова и вернулся уже в абсолютно новую команду – "Зенит" Лучано Спаллетти. Вот про эту команду можно однозначно сказать, что Данни сыграл ту роль, на которую его звали в наш театральный кружок. Мигель отдавал, забивал, обыгрывал один в один, чеканил мяч головой на бегу, в общем – играл.

Симптоматично, что первый гол "Зенита" итальянской сборки на счету Данни. Симптоматично, что 100-ый матч за петербургский клуб португалец отмечал при Спаллетти. Данни забивал в Лиге чемпионов, делал вид, что писает на угловой флажок, и на одной ноге, перетейпованный, вытаскивал с "Зенитом" ничью в Порту, ничью, которая позволила "Зениту" впервые в истории выйти в плей-офф главного европейского турнира.

В той 1/8 Данни не сыграл: 5 февраля 2012 года на тренировке он получил болезненный удар в колено от одного из молодых футболистов, взятых на сборы для количества. Диагноз – разрыв крестообразных связок.

Данни сделал невозможное и вернулся в "Зенит" во второй раз – 2 ноября 2012 года. Но та команда уже была развалена приходом Халка и Витселя. На Мигеля возлагались гигантские надежды: общественность ждала, что именно Данни станет тем парнем, который помирит дорогих новобранцев, русский костяк во главе с Игорем Денисовым и главного тренера, который в тот момент мудро предпочел поиграть в страуса. Сейчас очевидно, что это было невозможно; этого и не случилось.

Вот она, ирония судьбы: в самом португальском "Динамо" Данни начал свою российскую карьеру, в самом португальском "Зените" – заканчивает. В "Зените" Андре Виллаш-Боаша Данни был неизбежной переменной: если Данни мог ходить, он играл. Данни был идеальным капитаном, который объединял многочисленных легионеров с немногочисленными российскими футболистами. К сожалению, в футбол получалось играть всё хуже, но это другая история. В прошлом мае перед концом контракта Данни дал объявление о продаже своего "Кайенна" на "Авито", сделал татуировку с разводящимися мостами и собрал прощальную пресс-конференцию. Насколько я знаю, Боаш был не в курсе этой пресс-конференции, и узнав, всячески пытался ее сорвать. У меня есть только одно объяснение, почему Мигель не сказал тренеру о своем намерении: прощаясь с Петербургом, он блефовал и, как мы видим, выиграл. Контракт на 2 года он получил. Неслучайно говорили, что самый азартный игрок в покер в нынешнем "Зените" – Данни.

С Мигелем уходит эпоха. Так уж вышло, что отрезок Боаша в "Зените" многим запомнится по-разному. Кому-то – уверенным чемпионством в предыдущем сезоне. Кому-то – звездочкой над "стрелкой". Кому-то – победой над "Спартаком" 5-2, а кому-то безвольным поражением в Грозном. Однозначно при Боаше мы по-болельщицки постарели: та команда, за которую Петербург с переменным успехом болел 15 лет,  закончилась без всяких оговорок. Для кого-то это была команда Аршавина, ушедшего из "Зенита" при Боаше. Для кого-то – команда Александра Кержакова, которого португальский тренер из "Зенита" попросту выжил. Для многих "Зенит" на протяжении последних 5 лет олицетворял Мигель. Мигель, который, по сути, перестал давать интервью. Мигель, ходящий на баскетбол. Мигель и его сыновья-близнецы. Мигель, вырезающий передачу внешней стороной стопы. Мигель, капитан и хранитель чемоданчика для покера.

Сколько в нынешнем "Зените" осталось футболистов, которые выигрывали европейские трофеи? Тот Кубок УЕФА 14 мая 2008 года и Суперкубок 28 августа? Вячеслав Малафеев закончит карьеру через 5 недель, Александр Анюков и Виктор Файзулин лечатся, Константин Зырянов играет в "Зените", но во втором. Остались только Николас Ломбертс и Данни. Точнее, теперь остался один Ломбертс. Чего уж там, последний год многие болельщики частенько ругались на Данни, не очень отдавая отчет, что не сам он себя в стартовый протокол вписывал. Грешен: ругался и я, за что хотел бы сейчас попросить прощения. Спасибо, тебе, Мигель, за грандиозные 8 лет в "Зените". Спасибо.

Федор Погорелов

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора
все статьи автора

Станьте автором колонки

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close